В комментариях несколько человек написали, что купцы старообрядцы в этике ведения бизнеса очень похожи на протестантов. Тоже аскетизм. Тоже много труда.
Так и не так... Давайте попробуем разобраться в природе этой самой этики.
...
Что мы видим и там и там за внешними проявлениями? Это чувство собственной исключительности.
Но бизнесмен протестант развивает чувство собственной исключительности, через предопределение и богоизбранность, а исключительность купца старообрядца питается другим — «защищаем истинную веру» и «мы гонимы за правду». То есть делая выбор в пользу социальных ограничений во имя великого, старообрядец этим взращивает чувство собственной исключительности, которое у протестанта приобретается через деньги, как признак правильного служения Богу.
При этом у протестантов все еще сложнее… они не только своим делом служат Богу, они еще и идею спасения совсем по другому трактуют. Плюс протестант — это еще и пахарь для которого понимание Бога — это творческий акт. Там сверхсмысл — своим трудом угодить Богу, как благодарность за гарантированное спасение. Если у православного и старообрядца спасение сложная метафизическая категория, где спасение надо заслужить, то протестанту для спасения надо просто поверить, а делом послужить Богу. Поэтому само дело (и зарабатывание денег, как следствие дела богоугодного) для протестанта сакрально.
Православный (и старообрядец) спасается «смирением, постом и молитвой». Для них вера без дел тоже мертва, но спасение — это категория на порядок более сложная, чем у протестанта. А природа активности в социально-экономических отношениях старообрядцев и, как следствие, их успех в бизнесе — это гонения на общину и протест против гонений, где деньги становятся источником свободы. Плюс купеческое дело еще и одно из немногих, чем старообрядцам дозволялось заниматься.
Итого,
1) этика, аскетизм и отношение к личному потреблению действительно похожи.
2) Даже природа жизненной активности одна — это чувство собственной исключительности, а не сопереживательность или чувство ответственности. Только в одном случае оно формируется из богоизбранности, а во втором, как следствие сознательного выбора быть гонимым «за истинную веру». То есть старообрядцы через гонения и страдания получали алгоритм формирования убеждений в собственной исключительности. И это свойство психики давало энергию Урал покорять, новые дела открывать, пахать от рассвета до заката.
3) Ну и самое отличительное — идея спасения (то есть смысл жизни). У протестантов труд сакрален, а для спасения достаточно поверить (креститься) и заняться делом. У православного (и старообрядца) спасение крещением не гарантируется, а является результатом духовного поединка (со своими страстями, пороками и грехом) длиною в жизнь. А бизнес и деньги для старообрядца - это инструмент защиты общины, но никак не признак богоизбранности.
Если найдете ошибку в рассуждениях, буду признателен.