Уже 400 лет как Рене Декарт поставил нам диагноз, заявив, что человек существует, только когда мыслит. Способность и возможность мыслить для нас имеет невероятную сверхценность и сверхзначимость, потому что мы саму жизнь самоощущаем через способность думать. По Декарту верно и обратное: человек, не способный мыслить уже и не существует, даже продолжая есть, пить и спать.
Но мысль в нашем сознании не рождается сама по себе. Сердце рождает мысль — учит христианство и святоотеческое предание. Если объект для нас не эмоционально значим, то и сердце молчит, и нам неинтересно об этом думать. А мысль, рожденная от мысли, пуста. Всегда! Согласны?
И вот здесь человек легко попадает в ловушку. Когда мы влюбляемся, то есть в нашей психике появляется сверхэмоциональнозначимый объект, то все, что касается объекта любви, мы начинаем воспринимать как идеал. И невозможно заставить себя увидеть в нем даже малейшие недостатки или несовершенства. Объект любви сияет яркими красками, теплом и светом и полностью отключает критичность восприятия.
Но ведь если мысли для нашего существования так важны, как Декарт вывел, то и наше внимание настолько сконцентрировано на самой мысли, так высоко ставит ее на невидимый «пьедестал», что мы часто просто не находим в себе эмоциональных сил задуматься, а откуда эта мысль взялась. Какое движение сердца ей предшествовало.
Мы абсолютно свободны в выборе между добром и злом. И никто в мироздании не властен над этой свободой, даже Господь Бог. Но ведь этот выбор мы делаем часто бессознательно. Сердце подходит к невидимой развилке и рождает мысль, либо из своих темных уголков, либо из светлых.
Например, вы предлагаете новый проект своим партнёрам. А что вами движет на самом деле — желание усилить бизнес или ваш эгоизм? Или ребенок спрашивает совета, куда поступить, и вы его подталкиваете в технический вуз. Так вы это делаете из любви к ребёнку или из любви к себе, потому что сами не состоялись технарём, а с детства мечтали?
В написании текстов, кстати, это хорошо проявляется. Тексты, рожденные мыслью невозможно читать. А от некоторых текстов, рожденных сердцем (эмоцией) невозможно оторваться.
А у вас как? Вы в состоянии различать природу возникновения своих помыслов? Понимать, из каких уголков подсознания они появляются и что питают — пороки или добродетели?