Биоэкономика в повестке нашей компании появилась примерно 6 лет назад.
Из одного акселератора тогда выпустился стартап, который разрабатывал жиры из микроорганизмов. Узнав про тот стартап, мы как будто внутри анекдота оказались.
«Звонок в квартире. Иван Петрович дома? Дома, но венки уже выносят».
Рисуем стратегии, строим заводы, а какие-то стартапы наши венки уже выносят.
Стало ясно, что если хотим выжить, мы должны измениться. И из масложирового холдинга трансформироваться в инвестиционную компанию, которая развивает инновации. В первую очередь — инновации в биотехе.
Нам уже есть что показать из результатов. Создали ряд технологий, которые близки к практическому внедрению.
Но вместе с погружением в этот мир стало понятно, что возможности современного биотеха практически безграничны. А с их помощью можно решить практически любую задачу.
Отсюда вопрос — если можно любую, а как и кем эта задача должна ставиться? Какие решения и для кого должен создавать биотех?
Для нас биотехнологии — это про мечту, про будущее и про человека.
Поэтому, прежде чем говорить о биотехе, надо определиться:
Каким мы видим человека будущего?
Есть два крайних вариант ответа.
(1) Человек — потребитель. Максимизирующий удовольствие. Предельный гедонизм и неспособность в итоге заниматься созидательным трудом.
(2) Человек — созидатель. Для кого значимость результата деятельности намного превышает ситуационный дискомфорт, связанный с его достижением. Здесь ужен нужно крепкое здоровье — и психическое и физическое. И постоянно совершенствовать себя, чтобы добиваться результатов.
В принципе, биотех может помогать человеку и на диване лежать и чем то более сложным заниматься.
Меня, как человека и вдохновляют, и воодушевляют такие идеи и решения:
• Сладкие белки! В тысячи раз слаще. Без инсулинового отклика. Сладкая конфета без сахара, обогащенная пребиотиками — сладость будущего.
• Вместе с институтом геномики МГУ разрабатываем активаторы аутофагии и замахиваемся на мечту здорового долголетия. Какой смысл жить 100 лет, если последние тридцать ты борешься со своим организмом. А наша мечта — помочь человеку с 60 лет и старше чувствовать себя так же, как он чувствует с 30 до 50 например. В помощь этим решениям — последние открытия разных ферментов и пробиотиков, которые останавливают процессы старения микробиома.
• Ну и самое вдохновляющее. Это про увеличение интеллектуальной ресурсности человека через симбиотическую связь кишечник-мозг. Память, концентрация внимания, снижение стресса. Выпили кефира, обогащенного бактерией и память в три раза увеличили. Без чипирования)
Но кроме того, что мне это все самому нравится, хочется, чтобы как можно больше потребителей получили доступ к таким технологиям. А здесь уже не так все просто.
Это все решения, требующие тонкой настройки организма. Если психика привыкла получать удовольствие не от вкуса еды, а от ее количества, о какой там точечной настройке можно говорить.
И этическая развилка у бизнеса, который занимается биотехом:
• заниматься тем, чтобы традиционную еду делать дешевле (чего-то не доложить, на что-то дешевое заменить), чтобы ее еще больше покупали.
• или все-таки встраиваться в социокультурные задачи формирования созидателей.
Прямо перед форумом мы делали конференцию «Еда как лекарство». Первым нашим спикером был Вадим Маркович Говорун здесь присутствующий. Он меня ошарашил, если честно. Рассказал, что медицине не интересно здоровье. Она изучает болезни.
Наверное, пусть медики и занимаются больными, а биоэкономика и биотехнологии могут вносить вклад и в психическое и в физическое здоровье.
Только, мне кажется важно не забывать, что биотех — это тот микроскоп, которым гвозди можно начать забивать (в социокультурном плане). Но который можно использовать и как инструмент политики формирования созидательного начала в обществе.