Лиман (наш научно-образовательный центр) появился в компании почти 25 лет назад как ответ на вызов нехватки квалифицированных кандидатов на рынке труда. Я тогда работал у конкурента, и извне это казалось красивым и прогрессивным. Во заморачиваются, думал. Ну, мы-то без этого как-нибудь уж проживем.
А сегодня… А сегодня, похоже, пришли времена, когда, если ваша компания не умеет готовить людей без опоры на внешние силы (ВУЗы, бизнес-школы и т.д.), она просто не выживет. Поэтому всякий руководитель в бизнесе, хочет он того или не хочет, должен сегодня становиться педагогом.
Но прежде чем об этом поговорить, есть вопрос...
Мы же с вами не верим, что слова учат? Что можно лекцию послушать или книжку прочитать, все узнать и жизнь изменить? Сатана вон лучше любого святого знает о Боге, но остается при этом по ту сторону. Что толку от слов (лекций), если они продолжают быть просто словами.
Хотя… и слова нужны. Но они начинают влиять на наши поступки, только если становятся эмоционально значимыми (то есть подкрепленными яркими эмоциями и связанными с нейронной сетью лимбической системы). Полез ребенок к кастрюле — обжегся — и узнал, что такое слово «горячо». А пока этого не произошло, сколько ни рассказывай про боль ожога и риск остаться калекой, толку будет немного.
Поэтому настоящее образование — это не научение человека каким-то новым понятиям (словам). Настоящая педагогика должна соединять образы и смыслы в психике человека с его эмоциями, а это возможно только тогда, когда человек не просто услышит какой-то смысл, а обязательно приобретет чувственный опыт и сделает из него собственные выводы.
Давайте сверимся.
Может ли книга научить?
Можно ли после прослушанной лекции стать другим человеком?
Или педагогика — это существенно более сложный процесс, в котором в структурах нашего бессознательного нужно «прописывать» и закреплять связи между новыми знаниями и эмоционально пережитым опытом?
О том, что нам нужны новые понятия, чтобы говорить о педагогике первый раз попробовал написать здесь: гончары и химики.