Первая стадия классической технологии переработки подсолнечника — обрушение семян на рушально-веечном отделении. Там лузгу отделяют от ядра. В принципе, можно этого и не делать, но тогда получаете шрот с низким протеином, который на корм только добавкой и найти покупателя на такое «добро» — целый квест.
Но есть проблема. Начинаете отделять лузгу — налетаете на горы мусора, который непонятно куда девать.
У лузги насыпная плотность 0,1 (100 кг на 10 м3). На мусорных отвалах через год горы лузги превращаются в ямы, поэтому такой мусор сильно не любят и не везде принимают.
Плюс, чтобы вывозить всю лузгу, которую сегодня производим, нам надо было бы в сутки гонять 330 самосвалов 20-тонников.
Поэтому многие МЭЗы с лузгой не связываются и обрушивание не делают.
Но на самом деле, лузга — ценнейший источник энергии.
На ЭФКО в 2003 году начали строить рушально-веечные цеха, обрушивать семечку и отделять лузгу. В 2004м поставили первый лузговой котел.
Сейчас на наших МЭЗах почти всю лузгу уже сжигаем. Где остается лишняя, то гранулируем и продаем на сторону, как топливо. На мусор не вывозим.
В сутки производим 1000 тонн лузги, это эквивалент 3.7 тыс Гкал энергии. 2 тыс Гкал (55%) — уходит на обеспечение теплом. 100% потребности в тепле на наших МЭЗах мы закрываем сжиганием лузги. И начинаем ставить энергоблоки для генерации электроэнергии. Сейчас 4% получаем от лузги, к концу следующего года будет уже 40%. А тольяттинская площадка в следующем году будет на 100% обеспечена и теплом и электроэнергией от сжигания лузги.
В программу энергоэффективность лузги за эти годы вложили 6 млрд рублей.
Окупаемость примерно 6-8 лет.
Такой вот наш вклад в безотходное производство и зеленую энергетику.