Если боль другого человека воспринимать, как собственную, то в таком человеке неизбежно будет развиваться жертвенность. Только природа этой жертвенности отличается от жертвенности рациональных индивидуалистов.
Если в обществе индивидуалистов жертвенность — это героический поступок на грани фанатизма, то у эмпатичного человека жертвенность — это рациональное признание необходимости делать свое дело на благо общины и рода. Надо коров подоить и выгнать, а спать хочется? Встаешь и идешь, чтобы детей парным молоком напоить, как проснутся. Спина заболела? Нет времени себя жалеть. Кто за меня работу сделает? Идет и делает.
Если вдруг приходит время взять оружие и идти общину или город защищать, то Иван встает и идет умирать за своих точно так же, как идет тяжелую работу по хозяйству сделать. Туалет загадили и надо почистить? Ну надо так надо. Надо пойти на войну, чтобы защитить своих родных и деревню? Ну надо так надо.
Жертвенность эмпатичного человека — это не поиск подвига.
Это способ найти облегчение на сердце, через помощь другому.
Источники внутренней силы человека, которые формирует Жертвенность:
• Предрасположенность жертвовать личными интересами ради другого («Общее выше частного»);
• Способность работать в коллективе;
• Способность посвятить жизнь ближнему (Марфа из «Скрипки Ротшильда» Чехова)
Вызовы социального конструктора:
• Нерациональность поведения;
• «Жертвенность героя» (неадекватность осознания последствий)
Если «героизм» больше про мужчин, то «жертвенность» ярче проявляется в женщинах — «но я другому отдана, я буду век ему верна».