Поделиться

Элементы культурного кода

Подробно
Кратко
ЭФКО
Иванов Сергей

Продолжение шестого элемента культурного кода

С одной стороны — огромная дистанция власти («делайте там что хотите, меня только не трогайте»). С другой — способность предельно мобилизоваться и вставать на защиту и государства и власти, которая вчера еще была «вражиной» и «кровопийцами»

Лепесток про «государство» был незакончен. Исправляюсь.

Источники внутренней силы человека, которые формирует «отношения с властью»:
 
Устойчивость системы управления

• Готовность много упорно работать под началом тех, кому верят.

Естественность восприятия авторитарной модели управления (модель, которая обеспечивает выживание в кризис)

Собор, как наиболее эффективная организационная модель управления (включающая жизненные силы людей внизу иерархии).

• Русская бизнес корпорация в международных отношениях не может быть «оторванной от государства» (как действуют западные глобальные ТНК, как наднациональные институты). Жизненную силу нашим социальным системам добавляет их привязка к конкретной территории и государству.

Решение значимых для государства задач (оборона, космос, продбез, образование и тд) добавляет жизненных сил коллективам («жила бы страна родная и нету других забот»)

Вызовы социального конструктора:
 
Безынициативность и смирение перед самодурством. Начальству виднее. Ждем приказа.

Сваливание в авторитарную модель вне кризиса. А значит блокировка свободы творчества в периоды, когда необходимо развиваться.

Дистанция власти и самовыключение из гражданских институтов. «Моя хата с краю». Пусть кто-то сделает, а я попользуюсь.

Неадекватность  и иррациональность поведения, если открывается «меня здесь просто используют?» («царь-то не настоящий), заканчиваются лимиты терпения и человек начинает «бунтовать», теряя адекватность.

Одиночество руководителя (группы лидеров), это цена, которую должен быть готов платить руководитель. Что бы он не делал для своего коллектива он всегда будет «барином». Который с барского плеча «крохами делится».

Иррациональность требования «успешности». Правитель (руководитель) должен быть успешен по признаку завоевания новых земель (новых рынков) или сверхпрорывов (первые в космосе). Неуспешный правитель, какие бы социальные блага не давал людям, за правителя считаться не будет.

ЭФКО
Иванов Сергей

Восьмой элемент культурного кода

Последний элемент культурного кода, предлагаемый к рассмотрению религиозность или особые отношения с Небом нашего народа.

Лучше Владимира Соловьева об этой особенности не сказать:

«Идея нации не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

В пределе эта штука всегда требует ответа на вопрос «Зачем я живу?» Или «в чем смысл жизни?». Поэтому где-то глубоко в структурах бессознательного у нас вшит запрос на гармонизацию отношений с Небом и вечностью.

Источники внутренней силы человека, которые формирует Религиозность:

Потребность жить в гармонии с Небом, (если вы в своей деятельности вслед за Владимиром Соловьевым задаете себе вопрос «а что Небо по этому поводу думает» и гармонизируете свои дела с этим самым Небом, то это добавляет жизненных сил вашим коллективам)
 
Значимость сверхсмыслов и образа мечты («идеалы ее святы – они то и спасали в века мучений);

Сверхценность долгосрочного видения («длинного взгляда» по Аузану)

Вызовы социального конструктора:
 
Ритуал важнее смыслов
 
Уязвимость и слабость в социально-экономических отношениях (особенно в модели «разрешено все, что не запрещено и «ничего личного, только деньги»).
 
Зависимость от экзистенциальных смыслов (переключение в состоянии «лежания на печи» в их отсутствии.)

Подробнее:  Религиозность
ЭФКО
Иванов Сергей

Продолжение седьмого элемента культурного кода

Поговорим о источниках и вызовах парадоксальности

Источники внутренней силы человека, которые формирует Парадоксальность:
 
Способность видеть контекст  и природу причин наблюдаемых процессов;
 
• Источник творческого потенциала;
 
• Парадоксальность мышления (искусство, литература, изобретательство, наука,)
 
• Предрасположенность к эмоционально-чувственному восприятию и моделированию

 Вызовы социального конструктора:

• Дорога познания «сатаны» через постоянное подталкивание к выбору.

 • Холодность и закрытость, как защитные механизмы психики.

Совмещение несовместимого («хочет святости в жизни абсолютной… и он же готов мириться с грязью и низостью в жизни относительной»).

ЭФКО
Иванов Сергей

Седьмой элемент культурного кода

Самый загадочный и самый труднообъяснимый элемент нашего культурного кода

Самый загадочный и самый труднообъяснимый элемент нашего культурного кода. С одной стороны, то, что все описанное выше может переводит в состояние «анти». С другой, именно парадоксальность формирует наш культурный код во всей целостности. Если эмпатия это его ядро, то парадоксальность это связующий раствор.

Теория акцентуаций (бессознательных эмоциональных потребностей) выделяет демонстративные  или истероидные народы (жители юга итальянцы, испанцы и тд), отмечает упертых или паранояльных (немцы и народы рисовой культуры). Мы по этой шкале представители шизоидного типа. Постоянный поиск ответа на вопрос «зачем?» (в пределе «в чем смысл жизни?) это как раз следствие шизоидности (не путать с шизофренией).

Подробнее:  Парадоксальность
ЭФКО
Иванов Сергей

Про природу русского бунта

Когда приходит кто-то и говорит «ну…так и быть давайте теперь я», ему все становятся благодарны

И в этом же заложена страшная циклическая ошибка эмпатичной общины. Когда приходит кто-то и говорит «ну…так и быть давайте теперь я», ему все становятся благодарны. Потому что при выборе власти эмпатичный человек бессознательно переносит свою внутреннюю этику на рвущегося к власти, и у него нет ни слов, ни возможности даже вообразить противоположного по целям и методам человека. 

Он преклоняется не реальной власти, а образу, построенному в собственной психике. Искренне веря, что правитель со всей трепетностью думает о каждом, преодолевая невероятную боль, с постоянно щемящим сердцем разрывающимся от страданий, тем не менее все-таки выполняет свой долг.

Как это проявляется сегодня?

Если вам повезло встретить талантливого ученого или инженера, чистого сердцем. И если он вам поверил и с восторгом на вас смотрит, то упаси вас Боже использовать его в режиме «ничего личного». Как только до него дойдет, что «вы не такой», он вас проклянет. И начнет вести себя абсолютно иррационально. И даже в нейтральные отношения никогда не вернутся.

ЭФКО
Иванов Сергей

Шестой элемент культурного кода

Русский человек в силу своей эмпатии избегал власти, особенно в военном деле

Огромная территория, которую занимал русский народ постоянно имела враждебное окружение с Запада и Юга. И чем более увеличивалось пространство жизни русского человека, тем более зависим он становился от сильного государства, которое могло бы защитить от внешних врагов и внутри страны порядок поддержать. Отсюда сверхценность государства в нашем культурном коде. Как пример, поведение Ермака, который вместо создания своего княжества преподносит Сибирь государю.

Но потребность в сильном государстве упиралась в практически непреодолимое препятствие.

Русский человек в силу своей эмпатии избегал власти, особенно в военном деле. Для эмпатичного человека отправить кого-то на смерть, а особенно того, кто эмоционально значим, практически равносильно тому, чтобы отправить на смерть сына, дочь, внука. Этот психологический механизм формировал подсознательное стремление избегать власти. И славяне нашли решение своей проблеме. Приглашали сильных правителей со стороны.
 
Но у носителя русского культурного кода и представителя власти существует одна трудно решаемая проблема. Неадекватность восприятия власти самим народом.

Эмпатия и невозможность самостоятельно брать на себя ответственность руководить, рождает у русского человека бессознательное преклонение и благодарность перед тем, кому эту «адскую» работу делегируют. В этом принципиальная разница между европейским и российским народовластием. Бердяев отмечает именно эту нашу особенность «русское преклонение власти, а не выбор власти».

Подробнее:  Отношение к власти
ЭФКО
Иванов Сергей

Пятый элемент культурного кода

собственную, то в таком человеке неизбежно будет развиваться жертвенность. Только природа этой жертвенности отличается от жертвенности рациональных индивидуалистов.

Если в обществе индивидуалистов жертвенность это героический поступок на грани фанатизма, то у эмпатичного человека жертвенность это рациональное признание необходимости делать свое дело на благо общины и рода.

Жертвенность эмпатичного человека это не поиск подвига. 
Это способ найти облегчение на сердце, через помощь другому.

Источники внутренней силы человека, которые формирует Жертвенность:
 
Предрасположенность жертвовать личными интересами ради другого («Общее выше частного»);
• Способность работать в коллективе;
• Способность посвятить жизнь ближнему (Марфа из «Скрипки Ротшильда» Чехова)

Подробнее:  Жертвенность
ЭФКО
Иванов Сергей

Четвертый элемент культурного кода

Людям приходилось добиваться максимального результата за короткое время. Работали и днем, и ночью. Трудились и женщины, и дети, и старики. То есть необходимость сверхнапряжения входила в жизнь с малых лет и была нормой до конца жизни. Все это сформировало еще одну базовую характеристику русского культурного кода способность к кратковременному усилию, то есть героизм.

Но есть у такого «геройства» и обратная сторона полное непринятие монотонного, ответственного, дисциплинированного и ежедневного труда.

Именно этот элемент задает русскому культурному коду максимализм и героический тип. Поэтому, вся наша культура прославляет героев. И здесь же лежат причины, почему культура наша не прославляет средний класс, купцов и дельцов. Если максимализм и героизм основа культуры, то средний класс это люди, согласившиеся на компромисс. А компромисс несовместим с героизмом.

Источники внутренней силы человека, которые формирует Героизм:

Способность к сверхусилию на коротком временном отрезке;
 Готовность отдать всё (в пределе умереть) за мечту.

Подробнее:  Героизм
ЭФКО
Иванов Сергей

Третий элемент культурного кода

Формируется даже иррациональные ожидания, что такое «правильная жизнь»

Эмпатия 2-го рода формирует естественность этих «передряг» и даже чувство смирения перед неизбежностью разных «клизм». Когда вся жизнь один сплошной «геморрой» (то отец зацепил, то брат ерундой страдает и всё  пропускаешь через сердце), то весь этот негатив становится естественным фоном. И формирует даже иррациональные ожидания, что такое «правильная жизнь». 

Именно из этого свойства в нашем культурном коде сформировано спокойное отношение к климатическим несуразицам. 
 
Источники внутренней силы человека, которые формирует Некатастрофичность мышления:

Стрессоустойчивость
• Терпение («у меня сплошные передряги»)
• Гибкость и адаптивность
• Предрасположенность к педагогике, потому что педагогика это непрерывная дорога боли. 
 
Вызовы социального конструктора:
 • «Авось», «небось» и «как-нибудь». Как следствие, необходимость встраивания компенсирующих «костылей» в бизнес-процессы, если вы занимаетесь производством еды или у вас опасные условия труда.
«Еж птица гордая, не пнешь не полетит». Если «клизмы» и «передряги» — это норма жизни, то язык санкций, чтобы обратить внимание человека на что-то важное, может быть, не услышан. 
 • «Пока рак на горе свистнет». 
 • Смирение перед неизбежностью «клизм» и «передряг». Когда можно собраться и предупредить проблему через подготовительные мероприятия (ППР например), приходит родное и выключающее «чему быть, того не миновать».

ЭФКО
Иванов Сергей

Второй элемент культурного кода

Это символ огромных просторов и территории

Насколько богат русский язык и какими разными смыслами наполнено понятие «ВОЛЯ».

С одной стороны воля это символ огромных просторов и территории.

Следование воле это еще и следование соблазну. Вольный человек тот, кто идет, куда захочет.

Но воля это одновременно и преодоление. Человек волевой, это способный преодолеть соблазн.

Получается, что такой человек как будто постоянно стоит перед выбором. Воля манит соблазнами. Эмпатия останавливает и удерживает.

То есть воля вместе с эмпатией 2-го рода это постоянный выбор между «следовать своему эгоизму» или «следовать долгу». И чем больше человек взрослеет, следуя долгу, то есть проявлению любви к ближним, тем проще ему сопротивляться соблазнам.

Источники внутренней силы человека, которые формирует Воля:

Механизм формирования ценностей и убеждений;

Пространственное мышление;

Свобода воли

 

Вызовы социального конструктора:

Неблагодарные «близкие»

Воля, как соблазн, который раздирает изнутри. Растяжка как следствие закрытость, угрюмость, интровертированность.

Нетехнологичность

 

Подробнее:  Воля
ЭФКО
Иванов Сергей

Первый элемент культурного кода

Выживали только общиной

Эмпатия 2-го рода

Главное свойство психики человека, которое позволяет жить в общине это «всемирная отзывчивость» (по Достоевскому) или способность искать гармонию и согласие с другими. Внутри компании мы это свойство психики называем «эмпатией 2-го рода». Именно она формирует внутреннюю предрасположенность к сопереживанию, сочувствию, состраданию и соучастию.  

Если эмпатия 1-го рода это способность чувствовать эмоции другого человека и уметь от них защищаться, то эмпатия 2-го рода это свойство психики, которое чужие эмоции бессознательно переживает как свои собственные. Боль другого человека как своя боль. Радость как своя радость. Сам уклад жизни общины формировал человека, сердце которого было настроено на постоянный поиск гармонии с окружающими, потому что выжить можно было только совместно и сообща.

Источники внутренней силы, которые формирует эмпатия 2-го рода:

Источник жизненной энергии, как следствие ответственности не только за себя (смотреть «Сущность мотивации»); 

Предрасположенность к образному мышлению;

Формирование сложных нейронных ансамблей;

• Предрасположенность к развитию способности видеть «нерв событий»

Семейные отношения

Семья

Соцсети для бизнеса

Полезные привычки

Зачем нам все эти соцсети?

В будущее через "историю"
Битва срочного с важным

2001-2005

3 уровня сложности научной задачи

Найм сотрудников

В будущее из настоящего или из настоящего в будущее?

Новые направления

Семья – это центр нашей культуры

1990

10 лет DX1 и урок на 50 млн$

Исполнительный директор 

ГК «ЭФКО»

Сергей
Иванов

Философский кружок ЭФКО

Интересные люди

Русская деревня

Город и деревня

Жена Ирина

Бег как лекарство для мозга

Проекты

Отношение к родине

Производство растительного мяса

О важности HR, PR и GR

Общественная лаборатория будущего еды и здоровья

Что считать ошибкой?

Заводы, фабрики и предприятия

Беговые "эфкочеленджи"

Про человеческий мозг

Цикл лекций «Секреты русской литературы»

ЭФКО - крупнейший производитель продуктов питания

Ютуб канал ЭФКО

Тотальный диктант

К труду приобщали с малых лет, а вот первые деньги заработал только в 14

Редколлегия проекта

Комитет по допуску к рискам

Рационалы, мопсики, дельфины

Конфликтность - основа существования успешной команды

Топ-3 самых полезных привычек (подкаст с Дмитрием Алексеевым)

Привычка заботиться о бактериях в своем кишечнике

Дети

Как в ЭФКО пришли к необходимости ведения соцсетей

МНОГОМЕРНЫЕ

Про русское авось

Про подмену целей

Бег

Стратегия

Доверие

Две России: Россия индивидуальная и Россия коллективная

Мечта. Видение будущего у нас называется «Образ мечты»

Здоровый образ жизни

Обновлено 17.05.2024

Про эволюцию

стиля

Фирменный стиль

Про чувства и эмоции

Воспитание лидеров: реальные задачи и базовые понятия

Взаимоотношение в семье

Вера

Производство майонеза

Строить лидерство вокруг идей и смыслов

Инновации

Подлюшность инноваций

В клеточное мясо мы не стали ввязываться по этической причине

Качества настоящего лидера

Культурные коды

Православный бизнес

Элементы культурного кода


Даурия: Благодарен судьбе за то, что этот космический опыт случился в моей жизни

Эмпатия

Анализ и визионерство
Что неприемлемо в ЭФКО?

Старшее поколение

Про эконом НГУ начал мечтать еще со своего 7-го класса

1997-2000

О роли КВН в жизни


Рецепты

Как найти свое место

Кого считать умным

Критичность восприятия

Об Африке

Космизм, старики, иванушки и  пр.

"Переосмысливая капитализм" - выступление в Руанде

О рабочем пространстве

Долгосрочное планирование

В ЭФКО ни у кого нет контрольного пакета акций

Нужно понимать, кто у тебя работает

Как найти (сформировать) образ будущего:

Образ будущего

Критерии отбора сотрудников



Работа: ЭФКО

Какого человека считать "большим"?

Родители

Родня

см. также (принципы построения организации)

Кандидаты в долину смерти
Долина смерти стартапов

2019

Вехи

2005-2010

Нюренберг. Начало

Природа власти у нас - не деньги, а компетенции.

Привычка планировать

Лояльность в нашей компании - запрещенное слово

Рекомендации

Почему эмоции - главный ресурс бизнеса?

Соборность и 6 условий формирования собора.

2010-2014

О себе. Рефлексия.

Про воровство в компании

Шансов сохранить такой завод в самом центре города не было никаких

Холодные и тёплые

1992

Препятствия при формировании

За будущее всегда отвечает именно важное. Оно его в итоге и формирует.

Сон

Мечтать

Как помирить две России?

7 этапов развития личности 

Тема партнерства

Солидерство

О человеке

Три стратегии успеха российского экспорта

Жизнь по праву и жизнь по сердцу

Ощущение

Прогнозы о деградации общества 

Приобретение знаний

Человек будущего

Корпоративная культура как драйвер конкурентоспособности

...исключительно «зелёные» и «устойчивые» деньги. Хотя тогда и слов таких никто не знал в нашем лесхозе

Бизнес на внешних рынках

Возможности биотеха

Театр

Создание семьи

2024

1976

Методы достижения образа будущего

Важность языка


Я искренне собирался из Солпро на пенсию уходить

См. также...

Производство сладких белков

Производство клеточного мяса

Какая польза от тестов в ЭФКО

Образ будущего России 2040 

Книги

Что делает человека человеком


Шпаргалка для решения любых проблем

Благодарность

Лень

Мотивация сотрудников

Нагорная проповедь в Коста-Рике
О начале работы в ЭФКО

Скрытый голод

Как угробить стартап?

Спектакли

Увлечения
ЭФКО: Мы поместили себя в кризис 4 года назад (Валерий Кустов)

Знакомство с женой

Бизнес будущего

Лицемерие

Свобода

Уроки истории

Движущая сила мысли

Мечта - как полезная привычка

Родился 11 июня 1976 года

ЭФКО: «Апельсин» или 6 критериев оценки стратегии

o. Бес.Баланса

Таманская миля

Творчество

2018

1998

Глобальные вызовы индустрии: голод, экология и здоровье

Новосибирский жировой комбинат: 25, и сразу генеральный директор

Наука

Пролив Ответственности

пролив Канувшего

Как удается соблюдать (баланс работы и личной жизни)

Русский человек какой он?

Я гендир Солпро. Все вокруг валится. Почва уходит из-под ног.

Наставничество

Что мешает человеку развиваться


2023

Заметки истероида

Человек как ценность

Кто работает в ЭФКО

Если вы делите жизнь на работу и неработу, то теряете либо одно, либо другое

В ЭФКО мы зовем их: эмпатично-общинная и рационально-достиженческая

Сергей Иванов, ЭФКО

Что для ЭФКО означает "устойчивое развитие"

Акционерство в ЭФКО

100%