Для деревенского жителя существовали железобетонные факторы, которые формировали нормальность и ненормальность в социальных отношениях. Если на поминки в нашей Иннокентьевке пришло меньше 40 человек, то все понимали — это страшно.Поэтому 80 летний дед Степан, уже несколько лет не выходящий за ограду, на похороны односельчанина ковыляет на другой конец деревни, потому что «не дай Бог к нему самому никто не придет».
Механизмы взаимозависимости в такой деревне были реализованы в самых разных моделях отношений. Нужно построить дом. Человек скопил денег, заготовил лес.
Одному с этим домом можно и год возиться, но собираются соседи и за два дня ставят сруб. Но если тебя самого позвали, все откладываешь и идешь помогать, потому что завтра тебе будет нужна помощь и опять придется обращаться к соседям односельчанам.
Но одновременно с этим, в деревенской общине существовал и жесточайший отбор и система санкций для тех, кто нарушает неписаные социальные нормы. Причем санкции эти проявляются на эмоциональном уровне и касаются не ума, но сердца в первую очередь. Человеку, нарушающему социальные нормы, сразу дают понять, что он чужой. Его не отторгают. С ним общаются. Он остается частью общины. Но при этом такой человек остается изгоем в обществе.
Деревенская община о которой хранила строгую внутреннюю иерархию на бессознательном уровне. Последнее слово в обсуждениях всегда оставалось за тем, кто более опытный, более мудрый и знающий. Для решения общих вопросов выбирался староста и выборность власти была эффективным механизмом сдерживания выбранного от неадекватного поведения.
Если староста не переизберется, он останется жить в общине. И если власть такого человека «портит», то лишившись ее он автоматически превращается в изгоя. Так был реализован механизм удерживания человека, наделенного властью, от искушений. Твои дети здесь живут. Сам по одним и тем же улицам ходишь. И в такой системе отношений не нужен ни полиграф, ни рентген, все все видят и чувствуют.
Люди практически не ошибались в своем выборе. Они точно знали, кого выберут. Но знали не умом, а «сердцем» чувствовали. И избави Бог о чем-нибудь их спросить и попросить что-то объяснить.
Иванов предполагает, что ответ на внутренние вопросы человек должен искать в деревенском прошлом:
Если бессознательного нашего общества на 75% - это эмпатично-общинное начало ("Россия-Коллективная" по Аузану), то для того, чтобы нам себя понять осознать, может быть стоит вспомнить наши деревенские корни?
Русская деревня. Как там жили люди друг с другом ? Как принимали решения? Как общались? Что это такое «русская крестьянская община»?
Как считаете, имеет смысл туда копнуть?
Иванов пишет о том, как деревенский человек воспринимает приглашения на события, противоположные по эмоциям - свадьбу и похороны - и находит внутреннее равновесие, "когнитивный баланс".
Положа руку на сердце, приглашение на свадьбу вряд ли включает негативные эмоции. Это всегда радость, гуляния и эгегей. Есть, конечно, пьяные недоразумения, но как правило, человеку несложно себя уговорить, почему надо на свадьбу пойти, а не «уехать по делам».
Первое желание нормального человека, получившего приглашение на похороны, — найти уважительную причину не идти. Потому что эмпатичному человеку нет сил чужую боль видеть. В результате разговора с собой деревенский житель сам себе легко и быстро объясняет, что не пойти нельзя. И возвращает себя в то самое равновесие.
То есть в отличие от свадьбы, с похоронами равновесие — это уже результат сложного разговора с собой, когда человек рационализирует будущую боль, которую он должен будет прочувствовать.
Сергей Иванов предлагает читателям вместе подумать о тёмной стороне русской общины. В качестве материала для размышления предлагает строки Ф.М. Достоевского.
В деревне тебе могут простить многое.
Ты можешь быть простофилей глуповатым и не самым сообразительным. Над тобой будут подшучивать и посмеиваться.
Можешь быть истеричным самодуром. И даже в драки лезть из-за своего характера. Тебе будут прощать. Ну, обходить лишний раз стороной от греха подальше.
Ты можешь даже в чужую жену влюбиться. Стать посмешищем. Тебе могут за это ноги переломать. Подворье твое кличкой обидной наградят и потомкам долго припоминать будут. Но все равно останешься своим. Потому что искренне. И с открытой душой. А баба… Ну, с кем не бывает.
Чего тебе никогда не простят в таком обществе – это двойного дна. Любая маска там мгновенно считывается и тут же делает тебя изгоем.