Знаете что такое быстро по-японски? Это медленно, но постоянно. Вот так и Фонд идей растет - медленно, но постоянно.



5

Уплощай и властвуй. Синдром вторичности. Этодругин


8

Плетенка времени - из чего прорастает настоящее и как мы в нем оказываемся

Эф в Институте Нищепанка

Эф в Институте Частного Честного Успеха 

1

Что делать? Выдохнуть и осмотреться. А что так можно было?

3

Новые боги: Технос и сын его Гопотей. Новый мир: океан бессмыслицы омывает мусорный эверест

2

Знание как действие. Информационное ожирение и скрытый информационный голод

6

Как сохранить ясность ума. Пространство незнания как возможность




4

Одномерность. Успех одномерного человека






Многомерные. Они живут среди нас. Как вычислить Многомерного без дорогой аппаратуры



























0

Манифест "Союза 4:8"


7

Смысл мгновения.  Жить в 10 раз дольше. Аппарат добычи смысла






Надо мной дом-кубошар Это посольство проекта "Бизнес будущего". Изначально они планировали пирамиду. Явно, с намеком на вечность. Но в итоге реальность внесла коррективы и получился шарокуб.


100%
УВЕРТЮРА
Манифест
1
2
3
4
5
6
7
8
ПРОЕКТЫ
КТО МЫ
Союз 4:8
Вышние тверди
Упрощая — усложняй!
Поделиться

Эф в институте Нищепанка

Эпизод из жизни Древограда

День только начинался. Эф сидел в Библиотеке и болтал с экранной феей Эльвирой, когда в зал вбежал Архипыч.

"Ну, поехали", - мелькнула мысль. Эф любил Архипыча, бывалый космонавт всё время подкидывал интересные задачки, о которую Эф регулярно ломал голову.

- Эф. Я тут думал-думал... Ты у нас с молодежью работаешь... В общем, ты уже достаточно взрослый, пора тебя познакомить с одной непростой темой. Топай в НИИ Нищепанка, там в Лаборатории безответственного нищебродства, завлабом там Авраам Болеславович, прелюбопытный персонаж, между прочим. Хватай его за пуговицу и не отпускай, если будет упираться. Леонов, мол, велел расшибиться, а суть нищепанка постичь. Давай, я в Кочегарке, если что.

НИИ Нищепанка Эф хорошо знал. Вернее - видел. Кичливое здание, всё заляпаное электронными панелями с огромным надувным человечком сверху. А вот внутрь никогда не заходил. Первое, что он там увидел - огромный электронный лозунг:

«Вы не будете ничем владеть и будете счастливы»

Здание было круглым, влево и вправо уходил коридор по которому носились люди в халатах.

Прямо по курсу находилась стойка привечальни, за которой стояла ослепительно типовая блондинка, вылизанная до последнего пикселя.

- Здравствуйте, уважаемый посетитель. Мы очень рады вашему визиту в НИИ ПП21. Ваш визит чрезвычайно важен для нас, - блондинка так же безупречно улыбнулась, всей своей голографической сутью показывая гостеприимство и радушие.

- НИИ ПП21?, - недоуменно спросил Эф.

- Сокращение от Научно-Исследовательского Института Противоречий Прогресса 21 века, - почти пропела блондинка.

- Разве это не институт Нищепанка?

- Простите? Повторите, пожалуйста, вопрос, я плохо расслышала вас.

- Это институт Нищепанка?

- Уточняю для Вас информацию..., - образ блондинки дернулся и она опять завела волынку, - Здравствуйте, уважаемый посетитель. Мы очень рады...

"Намучаюсь с этой фифой", - решил Эф и осмотрелся. Масса народу металась мчалась откуда-то куда-то не видя ничего перед собой. Останавливать кого-то было опасно - могли не заметить и сбить с ног.

Эф задумчиво посмотрел под ноги и увидел щенка, который не отрывал от него умоляющего взгляда.

- Ты кто такой?, - само собой вырвалось у Эфа.

- Привет!! Я Боб!! Я твой электронный друг!! Я так ждал тебя!!! Давай дружить?!

- Ну.. Давай...

- Ура!!! Ты самый лучший друг на свете!!! Хочешь я спою песенку какой-ты самый лучший друг?!

- Эм... Нет... Ты лучше проведи меня в лабораторию Безответственного нищебродства, знаешь такую?

- Конечно знаю!! Там Авраам Болеславович работает!!! Я построю для тебя оптимальный маршрут и покажу самое интересное в нашем чудесном институте!!!

Энтузиазм Боба был чрезмерным, но Эф вздохнув про себя, решил потерпеть и они с щенком, уворачиваясь от проносящихся мимо взрослых пошли по коридору. Электробобик тыкался носом в двери, пытаясь там что-то унюхать и непрерывно болтал.

- Тут у нас Лаборатория ботобесия, там такие хорошие ребята. Стишку меня научили: "Мой дядя умер, тётя плачет... тогда я подключил ей бот, чтоб он звонил ей каждый вечер,- мол заночую у Петра". Я, правда, не понял ничего, но они говорят, это смешно. Правда смешно?

- Ну... Типа того, - хмыкнул Эф и решил держаться подальше от этих шутников.

- А тут у нас Лаборатория дримскролинга. Там такие красивые картинки показывают! Машины такие красивые спортивные, яхты, пальмы, дома шикарные, короче, лакшери высший сорт!

- Лакшери?..

- Ну лакшери, это когда круто-круто всё, товары там и всё такое.

- А зачем их показывают?

- Как зачем? Народ смотрит их и удовлетворяет свою потребность в покупках.

Пёсик явно по-попугайски заучивал фразочки, слушать его трёп было тяжко.

- А сюда меня не пускают, - жалостно протявкал Боб.

Они проходили мимо стальной двери, на которой висела табличка "Лаборатория робо-мазохизма". Эф осторожно приотрыл дверь и сунул голову в щель. На плоском экране человекообразный робот направив на человека какую-то штуку неприятного вида угрожающе потребовал:

- Эй ты, мешок кожаный! Пой еще, мне понравилось. 

- Позабыты хлопоты, остановлен бег, вкалывают роботы, счастлив человек...

- Громче!

Эф закрыл дверь. 

- Ну что там?, - спросил щенок.

- Да ничего, - ответил Эф, - маленький ты еще, рано тебе.

Перед дверью Лаборатории безответственного нищебродства стояла какая-то женщина с неприступным лицом. Лицо тетки подозрительно поблескивало пластиком и Эф решил, что опять нарвался на робота.

Он попробовал было проскользнуть мимо, но был остановлен командирским окликом:

- Молодой человек, вы куда?

- Мне к Аврааму Болеславовичу..., - залепетал Эф.

- Авраам Болеславович занят, у него совещание, - отрезала тетка.

- Простите, пожалуйста, а Вы случайно не робот? - спросил, Эф, отойдя от первого испуга.

- А если и робот, то что?!, - с вызовом ответила тетя, - У роботов тоже, между прочим, права есть!

В этот момент дверь открылась и, отодвинув тетю, из лаборатории вышел мужчина в пиджаке и без халата. Увидев роботётку он недовольно поморщился и шуганул ее как кошку:

- А ну брысь в шкаф! - и уже обращаясь к Эфу добавил, - ребята притащили для тестирования, а она иногда самовольно из шкафа вылазит и секретаршу тут из себя строит. Вы к кому, молодой человек?

- К Аврааму Болеславовичу... 

- Это я, а по какому вопросу, разрешите полюбопытствовать?

- Меня Алексей Архипович из Кочегарки прислал. Сказал, что мне пора узнать про нищепанк 21 века. 

- Алексей Архипович... Ну да, ну да. Ну что ж, молодой человек, пройдемте ко мне в кабинет. Кстати, Вы случайно не Мурзилка? 

- Нет... Я Эф, я из другой сказки. Похож просто.

***

- Ну смотри, парень, - завлаб взял лист бумаги и нарисовал в центре человечка. - Представь себе Землю времен полета Гагарина. Знаешь Гагарина?

Эф кинул и АБ нарисовал на листе ракету, которая тянула человека вверх.

- Так вот. Люди своими глазами видят могущество прогресса. Наука обещает сказку наяву, все ждут, что еще чуть-чуть и люди получат доступ к практически бесплатной и неисчерпаемой энергии, заселят Марс и освоят Солнечную систему. Фантасты рисуют еще более смелые картины. Возможности человека кажутся безграничными. Люди как боги. Улавливаешь?

- Улавливаю, - кивнул Эф.

- И вот мы сдвигаемся полвека вперед. Что мы там видим? 
Возьмем самую продвинутую страну того времени - Соединенные Штаты Америки. В принципе, прогресс заметен. Люди стали дольше жить. У них появилась дешевая еда. Стало больше людей с высшим образованием. Собственный ручной компьютер есть практически у всех, с его помощью можно получить доступ к всемирной информационной системе.

- Интернету?, - спросил Эф.

- К нему, - подтвердил Авраам Болеславович, - Казалось бы, всё чудесно. Но это только кажется. Никакой колонизации Марса даже близко нет. Энергия не стала дешевле. Ожирение приняло характер эпидемии.
Нарастающая алгоритмизация привела к тому, что становилось всё более типовым, усредненным.
Их самые кассовые фильмы стали копиями того, что было сделано раньше. Исследователи того времени отмечали, что песни за прошедшие полвека примитивней.
Формально людей с высшим образованием стало больше, а зарабатывать они стали в сильно меньше, чем их бабушки с дедушками, например, купить дом для них стало вдвое сложней.

И вдобавок ко всему - люди стали сильно реже заводить детей и в итоге перешли грань, когда общество воспроизводит само себя. Там много еще чего было, но суть такая. Не запутал я тебя?

Эф мотнул головой.

- В общем, малыш, обещали всемогущество, а сделались больней, глупей и бедней, - завлаб пририсовал к ногам человека веревку на которой болтался огромный толстяк.

- Человека с одной стороны, вроде как, тянул ввысь прогресс, а с другой - тянули вниз его негативные последствия. 

Но это еще не всё. Были еще две силы, которые нужно выделить отдельно. Технологии, город и общество изменилось так, что обычный человек впервые в истории получил возможность жить самостоятельно, без семьи и общины. Понимаешь?

- Если честно не очень, - чуть помедлив ответил Эф.

- Ну смотри, еще в 19-м веке, человеку нужна была семья, чтоб просто выжить. Мужчина с женщиной делили в семье обязанности, по одиночке им просто не хватало бы времени и сил, чтоб всё делать самостоятельно. А в XXI веке появилось столько разных "помощников", что 
эта зависимость пропала. С одной стороны появилась всякая техника, облегчившая труд - нажал кнопку и машина всё постирала, запустил робота - он пропылесосил. А с другой - возникло много компаний, которые что-то делали за человека. Например, можно было нажать кнопку и тебе привозят горячую вкусную еду. Все это дало возможность человеку жить с комфортом отдельно. Теперь ясней?

- Ага.

- Так вот, это явление ученые назвали атомизацией общества. Люди становились независимыми элементами, иногда годами не выходя из своей квартиры.

- Годами?, - недоверчиво спросил Эф.

- Именно. В Японии таким людям даже название дали - хикикомори. Естественно такие люди не создавали семей, в целом им было налевать на других. В общем, это был тупик, но они этого не понимали. Секешь?

- Секу, - сказал Эф и ученый пририсовал к человечку еще одну веревочку, которую тянул человечек на необитаемом острове.

- Но и это не всё. Самое грустное, что ко всему этому добавилась еще одна могучая сила. Всё больше людей стало думать, что они ничего никому не должны. Сейчас... - Авраам Болеславович перебрал папки на полке, достал одну и раскрыл её.

- Вот, тут ребята проводили исследование среди молодежи в 2021 году. 59% выбрало вариант ответа "Жить ради удовольствия важнее, чем выполнять свой долг".
Понимаешь, что это значит?

Эф честно помотал головой из стороны в сторону.

- Ну... Эти люди не хотят брать на себя никаких обязательств по отношению к другим. Они до старости хотят быть детьми. Создавать семью - это это отвественность, хлопоты. Заводить детей - это же ужас какой-то их надо вырастить, это что я угроблю лучшие годы своей жизни? Ну уж нет. 

Так они думают. Но при этом, обычная человеческая тяга к людям у них осталась! То есть люди одновременно и нужны и не нужны.

Завлаб пририсовал еще одну веревочку к человечку, которую тянул влево дед на трехколесном велосипеде.

- Видишь, что получается - человека стало словно бы разрывать на части как в жутких средневековых историях.
Но при этом мало кто из людей это замечал. Спрашивается, почему?

- Почему?, - Эф посмотрел на Авраама Болеславовича, тот грустно усмехнулся.

- Потому что люди не любят боли и всегда ищут способ ее избежать. Вместо того, чтоб разобраться с проблемами, они придумали нищескаф.

- Простите, что они придумали?, - переспросил Эф

- Это как батискаф, только батискаф от давления воды защищает, а нищескаф - от общественных противоречий.

- Интересно. А как он работает?

- Примерно как и батискаф. Создает защитную преграду, - Авраам Болеславович взял второй лист бумаги и нарисовал похожую картинку, только в этот раз в центре был гусь в человеческой одежде. 

Эф удивленно посмотрел на завлаба.

- В конце поймешь почему гусь. Смотри, в надежном нищескафе три защитных слоя.

Первый слой защиты - виртуализация потребления. Например, можно собрать команду и пойти играть в футбол. Но для этого нужен как минимум один мяч на команду. А если сделать виртуальный футбол в виде игры - то можно продавать миллионы копий ничего не производя физически. А уж если речь идет о более сложных вещах, вроде экспедиции на Марс... Тут в физическом мире вообще почти ничего не сделать, а в виртуальном - выбирай цвет космолета и дело в шляпе. У человека отобрали часть физического мира, взамен дали виртуальную соску, а он и рад. Уловил?

Эф кивнул.

- С этим слоем связан следующий - слой роботизации. Раз у человека большая часть активности происходит в виртуальности - почему бы живых людей тоже не заменить на всякую нежить. Зачем живой человек, если бот может делать то же самое.

Завлаб посмотрел на часы, пробежался по папкам на полке глазами, достал одну их них, полистал и положил перед Эфом.

- Малыш, мне нужно бежать к ребятам. Вот держи, тут про последний слой. Вот в том шкафчике чай и печенье, не стесняйся.

Авраам Болеславович потрепал Эфа по голове, взял портфель, потом передумал, вернулся к рисунку, который лежал перед Эфом и дописал "Иллюзия разнообразия".

- Всё, дальше сам, - ученый опять взял портфель и вышел.

Эф посмотрел на лист, это явно была копия с какой-то машинной распечатки. В углу была приписка обычной ручкой "Ув. В. Мараховский". Эф стал читать:

Алгоритмы естественным образом следуют за наибольшей эффективностью, а наибольшая эффективность следует за наиболее частыми попаданиями. То есть всё работает на усреднённость.

А когда усреднённость предложения встречает воспитанную в потребителе усреднённость спроса (это ведь дорога с двусторонним движением) — происходит вытеснение всего по-настоящему отличающегося в полную маргинальность.

Следовательно, так называемый мейнстрим перестаёт быть органическим, естественным, стихийным явлением с огромной радиацией проявлений и становится генерируемым, с суженной линейкой проявлений.

В итоге — и это феномен, замеченный не мною — продукты, подчинённые алгоритмике, начинают проявлять то, что в мире живой природы считается регрессом: сокращение видового разнообразия.

Это не то обеднение, которое мы можем отследить глазами: наше внимание ограничено. [...] Но по факту подобное разнообразие будет скорее абсолютно декоративным, чем сколько-нибудь сущностным.

Эф потер лоб и взял следующий лист:

Я встретил в 2022-м эссе одного западного автора под названием «Век усреднённости». Автор доказывает — и даже с картинками — что всё вокруг становится, чорт подери, одинаковым:

1) Все квартиры стали одинаковы — от Чикаго до Осаки (т.н. «интернациональный стиль AirBnB»). Не ну а как — нужны же белые стены, мягкие кресла и грубодеревянные столы, да?

2) Все кофейни стали одинаковы (и баристы в них). Не ну а как — нужны же белые стены, деревянные стойки и декор-арт в рамочках.

3) Вся архитектура стала одинакова. Не ну а как — материалы стандартизированы, конструкции стандартизированы, правила строительства стандартизированы, каждый новый проект замучаешься протаскивать, не проще ли просто мультиплицировать?

4) Все машины стали одинаковы в цветах и очертаниях — не ну а как, аэродинамическая труба-то одна на всех, а раскрашивать замучаешься, не проще ли.

5) Все инстатёлки стали одинаковы — не ну а как, есть «стандарт Кардашьян», под него подкручены все фильтры, чего изобретать-то. Что значит «не соответствует физической действительности», кто эту физическую действительность увидит-то.

6) Все постеры кино и ролики стали одинаковы — не ну а как, универсальные цеплялки среднестатистического внимания же уже давно установлены экспериментально, изучены и зацементированы в методичках.

7) Все фильмы стали одинаковы. Тут я позволю себе процитировать: «Оскароносный режиссер Стивен Содерберг утверждает, что это естественный результат предварительных тестирований (на целевой аудитории):

«Всё интересное оценивается плохо — и его тупо выкидывают. (…) Я пытался доказать, что, возможно, то, что заставляет его отличаться и снижает среднюю оценку, на самом деле будет выделяться и привлекать внимание, если вы представите его людям так, как его представляет сама жизнь. Но я ни разу не побеждал в этом споре».

«До 2000 года около 25% кассовых блокбастеров были приквелами, сиквелами, спин-оффами, ремейками, ребутами или расширениями киновселенных. С 2010 года их стало более 50% в год. В последние же годы этот процент близок к 100. В 2021 году только один из десяти самых кассовых фильмов был оригинальным. В топ-10 2020 года было всего два оригинальных кино, а в 2019 году — ни одного».

«Фотки, которые мы публикуем, твиты, которые мы читаем, ящик, который мы смотрим, значки приложений, которые мы нажимаем, сайты, которые мы посещаем, и иллюстрации к ним выглядят одинаково. Список можно продолжать, и продолжать, и продолжать».

Лист был последним. Эф перевел глаза на последнюю надпись завлаба: "Иллюзия разнообразия" и задумался.

Видимо, этот защитный слой срабатывал потому что, людям кажется, что у них огромное разнообразие выбора. На деле всё становится все более усредненным, но вкусы людей в свою очередь тоже усредняются и в итоге она остаются довольны и в уверенности богатства выбора.

Но почему гусь? Эф полистал папку, про гуся ничего не было. 

"Пойду в Кочегарку, кто-нибудь наверняка знает", - решил Эф, открыл дверь и его чуть не сбил с ног пёсель.

- Я так тебя ждал! ты такой хороший друг!! - заверещал электробобик, но Эф уже не обращал на него внимания.

***

В Кочегарке Кихотыч пил чай, задумчиво глядя на всполохи в крохотном окошке реактора.

- Алонсо Кеханович, Вы про нищепанк слыхали?

Рыцарь печального образа нехотя перевел взгляд на Эфа и чуть заметно кивнул.

- Мне тут Авраам Болеславович из Института Нищепанка загадку оставил. Вот схема, всё более-менее ясно, но почему в центре гусь?

До Кихот посмотрел на рисунок, чуть помедлил и сказал:

- Злые волшебники, мой друг, злые волшебники. Они наводят чары на бедных людей и те перестают понимать, что такое быть человеком.

Рыцарь обычно выражался слишком образно и Эф приготовился к долгим распросам, но тут люк открылся и в Кочегарку вошел Архипыч.

- Алексей Архипович, помогите, - облегченно кинулся к нему Эф. Космонавт выслушал вопрос и усмехнулся.

- Знаю эту байку, знаю. В общем, смотри откуда гусь. Они там в своем 21 веке настройки себе сильно сбили. Раньше люди ценили семью, детей, общину, религию... А нищепанки признали всё это архаикой и ретроградством. По сути они отказались от самой своей человеской сути, заменив ее на сиюминутный комфорт. В результате стали похожи на фермерских гусей, которых кормят, поят, всячески заботятся о них. Всю жизнь у них прекрасная жизнь. Вот только однажды наступает Рождество, понимаешь?... Короче, это Авраам Болеславович так грустит и шутит, шутит и грустит, понимаешь?

- Умом вроде понимаю..., - сказал Эф неуверенно, - А сердцем как-то пока не очень...

Тут к Эфу к космонавтом подошел Дон Кихот, обнял их и каждый задумался о чем-то своем, глядя на сполохи в окошке реактора.