Этот народ уж давно …
все заботы забыл, и Рим, что когда-то
Всё раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки,
Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
Хлеба и зрелищ!…
Децим Юний Ювенал
Я не считаю, что где-то есть Всемирный Центр Планирования Зла. Просто "уплощенный", маломерный человек удобен многим. Этим пользуются и государственные институты и бизнес. Упростить, стандартизировать желания, сделать человека одномерным, плоским, предсказуемым как лабораторные мыши - этим стремлениям не одна тысяча лет.
"Panem et circenses" - хлеба и зрелищ. В позднем Древнем Риме все помыслы народа, фактически отстраненного от власти, были только о жратве и развлечениях.
Сетовать об этом не стоит - так было, так есть и так будет (еще какое-то время).
А вот понимать к чему эти процессы приводят и бороться в меру выданных талантов - можно и нужно.
На прикрепленном фото не просто фестиваль фриков. Нет, это полуфинал конкурса центрально-африканских сапологов 6 мая 2023 года.
Сапология - это идеологическое направление, которое заключается в ношении роскошной одежды и демонстрации своего достатка в повседневной жизни. SAPE - аббревиатура: Société des Ambianceurs et des Personnes Élégantes (общество атмосферных и элегантных людей).
Можно, конечно, поржать над товарищами неграми. Вот только оглянувшись на знакомую мне сферу информационных технологий я вижу таких сапологов везде. "Как в Долине пишут коды - по аджайлу, али без?".
Казалось бы - ну и шут с ними, с рашн-сапологами. Но нет, это касается всех.
Подхваченная одномерность, если ее не лечить - дает могучие осложнения, переходящие в хроническую форму. Человек становится носителем синдрома вторичности и реагирует на реальность только внедренными нарративами.
Его способность осмысливать происходящее атрофируется как мышцы при рахите.
Боди-позитивисты, чайлдфришницы, турбо-патриоты и обще-либералы, свидетели прогресса, всепропальщики и т.п. - обычно это глубоко инфицированные люди.
Жить им непросто - реальность регулярно прикладывает асфальт к их лицам, а они не понимают почему так происходит.
Чтоб как-то огородить себя от этой травмирующей реальности им приходится выстраивать социальные капсулы с такими же вторичными. Со временем эти капсулы бронируются удобно вырванными из контекста фактами, окружаются защитными рвами пост-ироничной кислоты, а выходить из этой крепости приходится закинувшись конскими дозами "Этодругина".
Опять же, казалось бы, какое нам дело, но всё это аукается всем. И главная проблема даже не в том, что в кризисные моменты такие "вторичные" начинают велосипедные штурмы Верхнего Ларса.
Беда в том, что этот синдром вторичности превращается в новую норму.
- А у нас на предприятии молоко за вредность дают.
- А что это за вредность такая?
- Кто его знает... У нас ее никто не чувствует. У нас ее никто не чувствует. У нас ее никто не чувствует...
М.М.Жванецкий
Вторичность расползается по нашей реальности, а мы этого не замечаем. Так бывает при циррозе печени - печень не болит, не болит, а потом вдруг становится поздно пить Боржоми.