Немного контекста. Когда писал "Манифест" - держал в уме, что за термин "развитие" мне обязательно прилетит. Скажу со всей пролетарской прямотой - стрёмный термин. И, казалось, что каждый приличный гражданин просто обязан навалять за него автору. Но, жизнь расставила свои акценты, поэтому следующими заметками накидаю штрихов к портрету нашего мира.
История человечества - это история получения и накопления информации. Сначала были устные предания: вот эту ягоду можно есть, а эту нет.
Информация содержала в себе знание о том, как нужно действовать в разных ситуациях. Чем важнее было описываемое действие, тем ценнее была информация. Информация о ядовитой ягоде была ценным знанием - в ней есть понимание того как действовать: “если увидишь такую ягоду - не ешь ее!”. А информация о том, что Белый Клык подрался вчера с Рыжим Ухом - неважной.
Неважная информация может быть очень интересной. Дофамин вбрасываемый при смаковании подробностей драки делает сплетню захватывающей. Но знаний о действиях, которые могут пригодиться в будущем, в этих подробностях мало.
Люди осознавали силу знания, связанного с действием всегда. Известная фраза Фрэнсиса Бэкона «Знание - сила» имеет много аналогов, например в Библии, в Книге Притчей Соломоновых написано: «человек знания умножает свою силу» [1].
В начале знания появлялись и хранились внутри небольшого сообщества-племени. Передавались они устно и было жизненно важно быть рядом с человеком, который Знал.
Затем изобретение письменности дает возможность обмениваться информацией с другими сообществами и с прошлыми поколениями. Но рукописные носители информации (свитки, кодексы и пр.) были дорогим удовольствием.
После изобретения наборного книгопечатания (когда страницу формировали из наборных металлических букв) произошло резкое удешевление стоимости экземпляра и как следствие – увеличение количества книг. В 15 веке в Европе было создано около 5 миллионов рукописных книг, а в 17 европейские тиражи превысили 500 миллионов экземпляров [2].
А потом появился интернет в котором сам термин «тиражирование» потерял смысл. Технологический барьер (в виде необходимости физических носителей) был снят и в итоге с 2010 по 2020 объем информации в мире увеличился еще в 50 раз.
У меня очень мало детских фотографий. Штук десять. Фотоаппарат в нашем поселке был штукой редкой, каждый кадр был ценностью. Потом, в начале девяностых, я научился снимать сам, но черно-белая пленка тоже стоила денег, а ведь ее нужно было проявить, потом напечатать на фотобумаге. Этот непростой процесс приводил к тому, что к каждому кадру я подходил осмысленно…
А потом появились цифровые фотоаппараты… И вот вам новость 2015 года - американка Ариэль Стивенс после шестидневной поездки в Париж и Мадрид закачала в свой альбом на Facebook 12 миллионов фотографий. Нетленки девушки содержат важные послания цивилизации, например 750 тысяч фото бойфренда, спящего в поезде.
Картина похожа на ситуацию с обесцениванием денег. Один из ярких примеров случился сто лет назад. В Германии. В конце 1922 года батон хлеба в Берлине стоил 160 марок, а через год уже 200 миллиардов марок. В этот период были выпущены купюры достоинством до 100 триллионов марок. Батон при этом остался прежним.
Со знаниями похожая история. От килобайт мы перешли к мегабайтам, от мегабайт – к гигабайтам, от гигабайт к терабайтам… Но стало ли от этих нулей больше знаний? Что могут изменить 750 тысяч фоток спящего бойфренда?
Доля знания в информации стремительно уменьшается. При этом время контакта с такой информацией растет. Всё это напоминает ситуацию с едой, когда появление дешевой калорийной еды привело к эпидемии ожирения.
Настало время информационного ожирения. Я иногда наблюдаю в метро как люди листают ленты соцсетей. Огромный вал информации. Редкий пост удостаивается больше двух секунд внимания. Если понравилось – лайк, выброс дофаминчика и дальше, дальше - там будет еще интересней, еще дофаминовей! Появился даже термин «Дофаномика» — манипулирование людьми с помощью эмоций.
В предыдущей статье я писал как мы уверенно шагаем в мир, заполненный "искусственной бессмыслицей" в котором информационное ожирение будет таким же обыденным явлением как ожирение физическое.
Это ожирение имеет два аспекта: явно сознаваемое чрезмерное потребление, но с другой - состояние “скрытого голода”, при котором человек не получает нужного количества витаминов и минералов. То есть калорий - валом, но части важнейших "строительных элементов" не хватает. Это как при постройке дома вывалить пару вагонов кирпича, не поставив массы мелочей: от кровли до дверей. В итоге организм сбоит, человек болеет и мучается.
С информационным ожирением такая же история. С одной стороны каналы восприятия и мозг наглухо забиты входящим информационным потоком, но с другой - испытывает нехватку информации, способной стать знанием.
Нехватка эта незаметна, но последствия уже видны невооруженным глазом. Об этом - отдельно.