Настоящий человек как только рождается начинает искать себя и пытается ответить, для чего он родился и кто он такой. Этот поиск идет на протяжении всей жизни, но подростковый возраст в этом плане самый, пожалуй, мучительный. В этот период надо стараться прежде всего определить, что тебе интереснее всего, иначе жить становится скучно.
И тут важно учесть, где ты особенно способен, чем отличаешься от других. Если в подростковом возрасте удастся уже совместить свой интерес со своими способностями, тогда отрочество уже будет не такое болезненное, тогда ты будешь понимать, на каком направлении себя искать.
При этом надо помнить, что основа всякого образования, а может быть, даже и его сердцевина, — это самообразование. Если ты сам себя не будешь образовывать, сам себя не будешь воспитывать, сам не будешь себя искать, то тебе никто не поможет, а то еще и поведут в другую сторону: туда, где тебе неинтересно, туда, где ты неспособен. Так очень часто бывает.
Так и со мной было: меня профессионально учили играть на скрипке. Вначале я учился в Ленинграде, потом в Москве при консерватории, очень много тратил на это времени, пока в 6-м классе не понял, что это не мое. В 6-м классе передо мной сидела девочка Катя Новицкая, уже тогда замечательная пианистка. Она плакала первый урок, второй урок и третий урок. После третьего урока я у нее спросил: «Катя, что случилось?» Она говорит: «У меня кошмар, Юра: я переиграла руку, учительница велела, чтобы я в течение двух недель не играла, и закрыли на ключ инструмент. Я теперь не знаю, как мне жить дальше». И она опять заплакала.
Я смотрел на нее, слушал и думал: «Если бы такое произошло со мной и мне бы на две недели запретили играть на скрипке, то какой это был бы праздник!» Вслед за этим появилась другая мысль: может быть, я не на той парте сижу, не в той школе учусь, раз меня такие мысли посещают?
Поиск себя и самообразование крайне важная вещь, иногда даже самая главная. Лучшее подспорье — это книги. Вспоминается Лев Толстой, который поступил в Казанский университет, с трудом отучился первый семестр и перевелся на другой факультет, потому что иначе его просто выгнали бы. Там он тоже отучился еще полгода, а потом вообще покинул вуз, уехал в Ясную Поляну и сделал запись: «Мне надо заниматься образованием». В Ясной Поляне была богатая библиотека, и он стал выращивать из себя Толстого.
Тут есть несколько рецептов. В первую очередь это — книги, причем всё равно, в каком виде: бумажные, электронные, из интернета — главное, чтобы это была качественная литература и чтобы она помогала.
Второй вариант — интересные люди. Мой любимый философ Сократ вообще никаких книг не писал, считал, что в них написано одно и то же. Люди должны беседовать друг с другом, поэтому образование совершенно необязательно только из книг получать — можно и от знающих, интересных, умных, мудрых людей.
В каждом человеке заложено зерно. Сам человек — главный садовник. Другое дело, что помогать ему могут разные люди. Здесь первые и главные помощники, а иногда, простите, и вредители — это родители. Цицерон несколько раз заявил, что своими талантами, красноречием он обязан своей маме.
Жизнь устроена так, что не всегда человек рождается в полноценной семье или родители иногда не обращают внимания на подростка. Тогда надо искать учителей, которые бы тебе помогли, потому что юному человеку иногда бывает очень сложно самому во всем разобраться. То есть поиск себя плюс поиск учителя.
Мне повезло: у меня такими учителями были мой дед, моя бабушка, мой папа, моя мама — правда, на разных этапах. Я, например, в 14 лет осознал, что у меня есть замечательный папа и что он — мой главный учитель, раньше я этого не понимал.
Третий элемент после поиска себя и учителя — это работа. Надо приучать себя к трудолюбию, потому что, на мой взгляд, большинство проблем у нашей молодежи возникает из-за того, что она, может быть, интересуется, но просто не привыкла работать. Интерес возникает и тут же пропадает, потому что человек понимает, что надо много трудиться, и бросает дело.
Когда говорят: «Современная молодежь такая-сякая», — речь идет о массе, о большинстве, о типовом поведении. Если говорить о человеке творческом, человеке, который ищет себя, хочет чего-то добиться, хочет быть образованным, воспитанным, тут нет временных делений. Здесь древний египтянин-умница от современного умницы мало чем отличается, просто разные языки, разное время, но есть одно и то же стремление: добиться того, чего ты хочешь, реализовать себя и быть счастливым в жизни за счет своего трудолюбия, интереса и поприща. Мода меняется и лень меняется.
Надо всё время идти вглубь. И учиться по принципу «антиЕГЭ» — не по поверхности, а глубоко вникать в тему. Лучше я буду очень глубоко знать какой-то один исторический период или какого-то одного писателя, чем я пробегусь по верхам, в результате внутри меня останется то, что потом всегда можно найти в Википедии. Но, для того чтобы успешнее себя искать, неплохо ориентироваться и в широком культурном пространстве.
Но не надо забывать, что подросток — это подросток. Там есть совершенно определенные подростковые книги, которые могли бы стать основой поиска себя: Майн Рид, Джек Лондон, Вальтер Скотт, Жюль Верн, которые дают довольно широкое пространство, чтобы человек хотя бы не путал Латинскую Америку с Африкой, как это было в «Пятнадцатилетнем капитане». Я выпустил цикл книг «Умники и умницы», где были представлены вопросы и ответы из телеолимпиады. Им тоже можно воспользоваться, чтобы понять, что интересно, и дальше уже изучить какую-то область глубже.
Но не стоит забывать и про спорт. Он нас приучает к труду, учит преодолевать собственные слабости и уныние, и если ты перетерпишь, пересилишь себя, то придет второе дыхание. Оно чем-то похоже на состояние вдохновения у поэта. И тогда к тебе придут легкость, счастье и ощущение полета.