Литература идет куда-то в пятую точку. То, что там описывается, то, чем всё это «пахнет», иначе охарактеризовать нельзя.
Есть авторы, которые пытаются стать настоящими, писать о том, что должен показывать писатель по призванию. Но у них не получается, в этом проблема. Просто Бог не дал. Поэтому они идут по простому пути. Описать настоящую любовь очень сложно, для этого нужен талант. И написать так, чтобы это было интересно читать. А описать грех очень просто.
Мне сложно рассуждать о современной прозе, которая сейчас продается. Сорокин, Пелевин, Прилепин — я читаю их сам. Пытаюсь понять, зачем они так всё убивают, почему вместо человека хотят увидеть животное, почему видят только отрицательные стороны.
У нас был золотой век литературы, потом серебряный, потом наступил медный. А сейчас я даже не знаю, как определить этот металл. Это то, из чего создан компьютер, телефон, планшет. Пластик, композиты. Нынче композитный век литературы. Это явление мы прослеживаем во всех других мировых литературах.
Это книга, написанная знающим автором, который может что-то сообщить читателю. На мой взгляд, современная литература всё больше уходит в коммерцию, меньше внимания уделяется человеку, его проблемам, переживаниям. Например, писатель Захар Прилепин произносит прекрасные речи, но литература у него какая-то очень мрачная. Современная литература уже не хочет писать о человеке, она хочет писать о превращении человека в «черную обезьяну» (название романа Захара Прилепина. — «Известия»).
Для меня в художественной литературе главное то, что обозначал еще Достоевский, — открыть тайну человека. Ответить на вопросы, разобраться в тонкостях, или, как говорил Данте, «литература существует, чтобы вести человека через ад, через чистилище в рай». Сейчас такого, увы, нет.