Издать книгу, даже если бы я издавал ее за свой счет, — это ничто по сравнению с тем, сколько стоит одна программа `Умники и умницы`, цены несопоставимые, на ТВ все в 20–30 раз дороже. Правда, мои книги солидное издательство выпускает, а я даже за это какие-то деньги получаю, но не очень серьезные по сравнению с деньгами Дарьи Донцовой и так далее.
Понимаете, я член Союза писателей СССР, то есть я `вступил в писатели` еще до перестройки. Были времена, когда моя повесть `Шут` вышла тиражом 100 тысяч экземпляров, продавалась по 25 копеек в серии `Компас` и разошлась по всей стране. Все имели возможность ее купить, и я получил за нее деньги, на которые жил год. За вторую книжку получил гонорар, на который мы с женой жили полтора года и даже ездили за границу. Когда я написал сценарий для фильма `Шут`, то получил сумму, позволившую нам жить два или три года. А сейчас писательский труд оплачивается несерьезно, если только ты не популярный детективщик. Нынче мы подошли к ситуации той же Франции, где только шесть-семь романистов живут писательским трудом. Все остальные литераторы вынуждены где-то в другом месте зарабатывать…
Если взять исторические романы, то я, отправляясь в Древний Рим, знакомлюсь с ним настолько близко, что вот даже у Успенского сложилось впечатление, что я там жил. Никто толком не может сказать, как на самом деле жили римские легионеры, как проходили у них походы или сражения. Я с этими вопросами обращался к специалистам, но и они не смогли помочь, и мне самому пришлось туда входить. Как? С помощью различных исторических сочинений и своего воображения. И каково же было мое удивление, когда один специалист, прочтя мой роман «Детство Понтия Пилата», сказал: «Юрий Павлович, простите, но для меня вот что загадка. Вы этот роман написали три года назад. И у вас описано место сражения в Тевтобургском лесу, случившееся между германцами и римской армией. И вы там описываете место, которое было открыто только полгода назад… То есть, вы три года назад «увидели» то место, которое позже раскопали археологи!» Вот это и есть художественное творчество: что иногда, сам того не желая — делаешь открытия, а ученые потом тебя догоняют! (Смеется.) И все это — с помощью воображения и интуиции. Для писателя это великое счастье: ведь ты уходишь в другой мир. Я помню, как моя жена, когда после работы я приходил домой и садился за стол ужинать, обиженно на меня смотрела и говорила: «Юра, ты не в Риме. Я твоя жена Таня. Мы в Москве. Я приготовила тебе ужин. Возвращайся!»
Писательство у меня на первом плане! Я уже много лет член Союза писателей, у меня вышло довольно много книг, в том числе четыре романа. Последний называется «Бесов нос». А один из предыдущих был «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник». И Эдуард Успенский признавался мне, что прочел эту книгу дважды. Я его спросил: «Эдуард Николаевич, почему вы дважды читали?» На что он мне ответил: «У меня возникло полное ощущение, что вы в Древнем Риме жили, и мне это стало любопытно».
Почему я вам об этом говорю? Вся моя жизнь, в том числе и творческая, связана напрямую с писательством и косвенно с телевидением. Но на встречах с читателями я прекрасно понимаю, что в зале подавляющее большинство тех, кто пришел для того, чтобы получить автограф от автора и ведущего программы «Умники и умницы».