Тинькофф Банк второй год подряд выступает официальным партнером форума финансовых технологий «Финополис» и партнером Молодежного дня в рамках форума. О том, как компания работает с кадрами и какие цели она преследует на форуме, рассказал вице-президент Тинькофф Банка по бизнес-технологиям Константин Маркелов.
Расскажите, пожалуйста, о «Финополисе» и вашем участии в форуме в этом году.
Вся наша активность на форуме, не считая пленарных сессий и официальных подписаний, была сосредоточена в основном на образовательных программах для молодежи. Наш стенд был самый популярный и массовый на площадке: около него всегда было больше 20 человек, и это все — молодежь, решавшая задачки, которые мы для них подготовили.
Мы поддерживаем Молодежный день на «Финополисе» уже второй год подряд. Мы ищем здесь самую талантливую молодежь. Команды со всей России проходят у себя в регионах кейс-чемпионаты, чтобы попасть на этот форум, это достаточно серьезные испытания. Средний возраст сотрудников в Тинькофф Банке — 26 лет, мы — про молодежь, а молодежь — это про нас. Поэтому наша ключевая задача на форуме — рассказать студентам и выпускникам, что у нас можно смело реализовывать собственные идеи.
В рамках форума мы также проводили мастер-классы и воркшопы, где рассказывали, что такое финтех, что сейчас происходит в финансовой сфере. Мы решали реальные и типовые кейсы, ребята учились практическим вещам, разрабатывали мобильные приложения. Я видел, что они очень умные, здраво рассуждают, им все было интересно.
Вы сказали, что компания участвует в «Финополисе» и Молодежном дне уже второй год подряд. Расскажите о результатах прошлого года. Какой был эффект?
Мы обмениваемся контактами с ребятами, а потом они приезжают к нам пообщаться и пройти собеседования. Так, за прошлый год к нам на работу с «Финополиса» пришли 4–5 человек. Это только те, кого я лично знаю и собеседовал. Те же ребята после всех активностей возвращаются домой и делятся увиденным в своей среде. Поэтому общий эффект от таких вещей невозможно точно подсчитать и оценить. В этом году, думаю, будет еще лучше.
Насколько я знаю, банк активно вкладывается в свои кадры: привлечение, обучение, внутренний рост. Расскажите об этих процессах, какой сейчас у компании вектор: привлекать готовых специалистов или выращивать внутри?
В нашем банке решения принимаются коллегиально, и по этим вопросам есть несколько точек зрения. Но лично я сторонник выращивания кадров внутри компании, потому что, если ты хочешь менять рынок, нужно избавляться от стереотипов в голове, а опыт часто мешает смотреть на проблемы по-новому. Взгляд со временем зашоривается, и человек применяет старые подходы, к которым он привык. Я уверен, что умение решать нестандартные задачи важнее практических навыков. Человек без опыта, как правило, не знает, что вопрос сложный, он просто берет и делает. И для него нет ничего нерешаемого. За это я люблю математику, она учит решать нестандартные задачи.
Что касается готовых кадров — естественно, они тоже нужны. Нужно подпитывать молодежь наставниками, которые могут научить чему-то новому. С этой точки зрения нам особенно интересны разработчики, которые получили хороший опыт в разработке продуктов, интерфейсов. Еще готовые кадры хороши там, где мы для себя пытаемся открыть какое-то новое бизнес-направление. Симбиоз этих двух подходов дает достаточно высокий результат.
Каких специалистов удобнее выращивать внутри компании, а каких лучше привлекать в качестве готовых кадров?
Я, если честно, не вижу четкого разграничения по специализациям. Если это какая-то новая область и новый язык программирования, то без опытных ребят не обойтись. Как только ты можешь позволить себе выделять время на обучение, конечно, нужно брать новичков. Потому что сотрудник, который получает весь свой опыт и всю свою карьеру строит в компании, замотивирован: это как любовь — ее за деньги не купишь.
Важно давать возможности для роста и самореализации, чтобы человек мог видеть свои результаты и получать удовольствие от них. Таких компаний в России не очень много. Отчасти поэтому многие уезжают. А мы у себя, на своем уровне, ломаем этот стереотип.
А вы сами пришли уже готовым специалистом или выросли внутри компании до такой высокой должности?
Моя история — хороший пример, как правильно выращивать кадры. Я совмещал работу с учебой, был в институте лаборантом кафедры. Но первая моя работа, где я начал что-то делать руками и применять свои бизнес-знания, была как раз в Тинькофф Банке. И я с нуля, из аналитиков вырос до вице-президента по технологиям. Сейчас я веду всех аналитиков банка, у нас их уже 250 человек. Это люди с высоким уровнем интеллекта, мотивации и амбиций. 250 человек, которые двигают и меняют бизнес.
Я знаю, что Тинькофф активно участвует в образовательной деятельности, сотрудничает с разными вузами и открывает собственные курсы. Для чего это делается, какую нишу компания пытается занять?
Мы больше года назад открыли кафедру в МФТИ, она называется «Финансовые технологии». При этом финансовые — это просто модная приставка, которая всегда может притянуть правильные кадры. На самом деле это и программирование, и технологии искусственного интеллекта, и другие направления. Также мы взяли под крыло кафедру на мехмате МГУ, читаем спецкурсы в Бауманке, поддерживаем школу в «Сириусе», олимпиадное движение в России, предметные летние школы.
Симбиоз с вузами — очень правильная вещь, без которой невозможно обойтись. В наших интересах, чтобы образование менялось и кадры выпускались более подготовленными, а вузам нужно, чтобы кадры были более востребованными.
Кроме этого у нас есть еще много самостоятельных проектов. Пару лет назад мы запустили Тинькофф Финтех-школу, которая каждый квартал выпускает несколько курсов по разным направлениям. Любой талантливый студент может зайти на наш сайт и найти для себя интересный контент, он может попробовать себя в стажировках, узнать о будущих курсах школы. Как правило, выпускники школы — уже готовые специалисты, которые могут уже здесь и сейчас приносить результат для нашей компании. Очень многие после выпуска идут работать в Тинькофф.
Сколько компаний в России предоставляют рабочие места специалистам в финтехе? Высокая ли здесь конкуренция, на ваш взгляд?
Я бы вообще финтех не отделял от широкого технологического предпринимательства. Мы ведь конкурируем с большими технологическими компаниями за ресурсы — «Яндексом», Mail и др. Конкурируем мы и с «Фейсбуком», в который многие стремятся уехать. Поэтому при слове «финтех» в ближайшем будущем все меньше будет иметь значение приставка «фин» и все больше «тех», потому что это все, как я говорил, про продукт, клиентский опыт, разработку сложных, высоконагруженных систем, в том числе про машинное обучение и искусственный интеллект.
Уже прямо сейчас можно говорить о практической нехватке ресурсов, а это сотни тысяч разработчиков в масштабах всей страны. Серьезные технологические компании, такие как мы или «Яндекс», — это как минимум уже тысячи разработчиков. Сколько России нужно разработчиков? Возьмите количество крупных технологических компаний и смело умножайте на 10 тысяч — вот столько и нужно. Прямо сейчас у нас катастрофическая нехватка кадров.
Это осложняется еще и тем, что лучшие из лучших пытаются уезжать в «Гуглы» и «Фейсбуки». Потому что там и зарплаты другие, которые не каждая компания в России может себе позволить. И принципиально иная корпоративная культура, которая в России довольно слабо развита: многие компании убивают весь интерес у молодежи что-то делать и как-то менять рынок. Они устроены по принципу вертикали со всеми вытекающими. Компания должна быть плоской, с горизонтальной структурой, ориентированной в некотором смысле по-западному, давать молодежи возможность предпринимать и расти.
Отсматриваете ли вы стартапы в сфере финтех с целью покупки, к примеру, как это делает «Фейсбук»?
В конкурсе финтех-стартапов на «Финополисе» я тоже уже второй год состою в членах жюри: ставлю оценки, делюсь мнением, даю ребятам обратную связь. На рынке мы заключаем сделки скорее с уже готовыми компаниями с солидной выручкой. Но мы смотрим и на небольшие, но шустрые стартапы про технологии и про искусственный интеллект и иногда реализуем с ними совместные проекты. Обычно это бывает так: мы выгружаем им данные, они что-то предлагают, оптимизируют и показывают результат на основе наших данных. Такая обоюдная подпитка идеями и результатами помогает всем сторонам.
Несколько таких команд мы взяли на работу. Эти ребята хотели предпринимать и стартапить свою идею. Мы им говорим: «А мы то же самое делаем сами, давайте сделаем это у нас, мы сможем это масштабировать, и в итоге получится классный продукт». Вот такие истории у нас случаются часто.
Я не верю в стартапы, которые конкурируют с банками. Потому что в России есть крупные банки, которые практически любую идею могут скопировать, а разработку повторить. Это несложно, поэтому шансов у них немного. А вот стартапы в финтехе, дополняющие, а не конкурирующие, работающие над сервисом, который будет давать банку добавленную стоимость, — в такие я верю. Особенно если они независимы.