54-летний Евгений Касперский и его 53-летняя жена Наталья когда-то были самой знаменитой парой отечественной IT-индустрии. Супруги давно уже расстались и построили новые семьи, но оба по-прежнему входят в число наиболее влиятельных людей страны, работающих в сфере компьютерных технологий, а также в список богатейших россиян. Выясняем больше об истории отношений этой пары, о расставании и жизни после развода.
Как все начиналось
Евгений Касперский и Наталья Штуцер познакомились в санатории КГБ в январе 1987 года, обоим тогда было чуть за 20. Евгений оканчивал технический факультет Высшей школы КГБ, после которой пришел изучать компьютерные вирусы в НИИ при Министерстве обороны. Наталья на момент встречи с будущим мужем училась на факультете прикладной математики в МИЭМ. По словам Касперской, она сразу разглядела в Евгении незаурядную личность, и у них начался бурный роман.
Через полгода после знакомства влюбленные сыграли свадьбу, вскоре появился на свет их старший сын Максим. Три года спустя родился второй сын Иван. Несколько лет Наталья посвятила исключительно воспитанию детей. И говорит, что буквально "сбежала" на работу.
Бизнесом я начала заниматься исключительно в силу собственной слабости. После шести лет, проведенных дома с детьми, мне осточертело сидеть в четырех стенах. Невозможно уже было. Я осознанно сбежала из дома. От бытовых трудностей.
Несмотря на протесты мужа, она устроилась в компанию, где он работал, — стала продавать компьютерные аксессуары и программное обеспечение. Евгений же продолжал заниматься исследованием вирусов и уже возглавлял небольшую группу, разрабатывавшую антивирусные решения. В 1997 году он, прислушавшись к советам Натальи, создал вместе с несколькими коллегами собственную компанию.
Насколько известно прессе, именно Наталья настояла на том, чтобы их с мужем фамилия значилась в названии фирмы. Сама она возглавила отдел продаж, кроме того, владела 10 процентами акций "Лаборатории Касперского".
“Свою работу я получила по блату, через родственные связи, просто выйдя замуж за компьютерного гения. Потом пришлось, правда, попотеть, чтобы превратить гениальное произведение в бизнес”, — говорит Наталья.
Дела компании пошли в гору: продажи стремительно увеличивались, рос штат сотрудников, бренд стал узнаваем не только в стране, но и на международном уровне.
Развод
Между тем в том же 1997 году, когда появилась "Лаборатория Касперского", Евгений и Наталья уже приняли решение расстаться. Еще год спустя они оформили развод официально. Но не спешили объявлять об этом, чтобы "не демотивировать сотрудников и рынок".
Наталья вспоминает:
“Наше расхождение было довольно большим ударом... Мы рисковали все потерять, но как-то смогли удержаться, разнести личное от общественного, так скажем, от бизнеса, отделить это”.
Несмотря на расставание, Касперская была в 2000 году назначена генеральным директором компании. Успех "Лаборатории Касперского" становился все более впечатляющим: если в 2001 году оборот составлял около 7 миллионов долларов, то в 2006-м эта цифра уже превышала 67 миллионов.
Вне работы Наталья и Евгений тоже продолжали поддерживать хорошие отношения: даже ездили вместе отдыхать, каждый со своей новой семьей. Касперский говорил:
“У нас общий бизнес, общие интересы, но разные семьи. Когда супруги разводятся, они часто становятся злейшими врагами. Я этого не понимаю. Мы с Натальей относимся друг к другу с большим уважением, поддерживаем друг друга, примерно как брат и сестра"...
И все же между бывшими супругами в какой-то момент произошел "идейный раскол". В 2007 году Наталья покинула пост гендиректора. А еще через четыре года продала принадлежавшие ей акции и окончательно перестала участвовать в жизни компании.
Новые семьи
Наталья уже через три года после развода с Касперским вышла замуж за бизнесмена Игоря Ашманова, с которым познакомилась на выставке в Ганновере, еще во времена замужества. Теперь она мать пятерых детей: в новом браке родились три девочки. Сейчас Александре четырнадцать, Марии десять, а Варваре семь лет.
Евгений, расставшись с первой супругой, быстро женился во второй раз. По его словам, вторую жену он встретил, катаясь на лыжах. Других подробностей об этом браке пресса так и не выяснила. Однако и со второй супругой что-то пошло не так: сейчас Касперский состоит уже в третьем по счету браке. Все, что сказано об этом в открытых источниках, — это то, что жена интернет-знаменитости — китаянка.
“Все трое наших общих детей свободно говорят и на русском, и на китайском, что, конечно же, обогащает мир их общения. Жена-китаянка — это прекрасно!”, — рассказывал Касперский журналистам.
Нашумевшее похищение
Весной 2011 года стало известно, что неизвестные преступники похитили 20-летнего сына Натальи и Евгения Касперских Ивана. Молодого человека затолкали в машину, когда он с утра шел на работу в офис своей матери на Северо-Западе Москвы. Ивана заставили позвонить родителям и сказать, что за его освобождение нужно заплатить выкуп в три миллиона евро.
Евгений Касперский сразу же прилетел в столицу из Лондона, где находился в тот момент, и, несмотря на угрозы похитителей, обратился к знакомым в правоохранительные органы. Спецслужбам удалось быстро вычислить преступников и провести операцию по их задержанию. Касперские сообщили похитителям, что согласны заплатить выкуп; по дороге на встречу злоумышленники и попались.
Оказалось, что похищение организовали пара пенсионеров, их взрослый сын и двое приятелей самого похищенного. Ивана все пять дней после похищения держали в частном доме за городом, где надели на него наручники и заперли в бане. Все преступники были арестованы и приговорены к разным срокам тюремного заключения.
Наталья Касперская в интервью называла проведенную спецслужбами операцию блестящей:
Они ни днем, ни ночью не спали и работали все время, совершено искренне, искали все возможности. Такое самопожертвование — я, честно говоря, его вообще не встречала. Я как будто в какой-то другой мир попала. Это, конечно, дает оптимизм, что есть такие люди, такие службы, что есть куда в случае чего обратиться. И то, как провели операцию, — блестяще. Я про саму операцию ничего не знала, читала про нее в СМИ. Но было очень приятно, когда нас вызвали и сказали: "Все, ваш сын освобожден".
По словам Натальи, происшествие не заставило ее задуматься о переезде в другую страну.
Такие ситуации встречаются и в других странах, и Россия тут явно не лидер. Но бросать все и бежать, прятаться в кусты — куда, в какую страну, где это будет более безопасно? У меня все-таки здесь родственники, родители, друзья все, место, где я уже приросла корнями. И бизнес — так просто его тоже не перенесешь, он же завязан на людей.
Чем занимается сейчас
Наталья Касперская занимает 15-е место в рейтинге 25 богатейших женщин России 2019 года по версии Forbes. По подсчетам издания, ее состояние оценивается в 270 миллионов долларов. Войти в число самых обеспеченных россиянок Наталье помогла продажа акций "Лаборатории Касперского" и деятельность ее собственной компании InfoWatch, которая занимается информационной безопасностью организаций. Как говорит Касперская, компания, доставшаяся ей в результате раздела долей в бизнесе, поначалу считалась лишенной перспектив. Но со временем владелице удалось вдохнуть в бизнес новую жизнь, и ее компания стала сотрудничать с такими гигантами, как "Сбербанк" и "Лукойл".
Это не единственная принадлежащая Наталье организация, она владеет целой группой компаний. Есть и дело "для души": уже несколько лет они с мужем развивают собственное фермерское хозяйство под названием "Зеленый барашек".
В интервью для BBC Касперская рассказывала:
Я не выбирала карьеру, это карьера выбрала меня. Просто занялась бизнесом, а бизнес — это такая вещь, которая втягивает очень сильно. Он тоже как ребенок. Если его оставишь, он отобьется от рук. Пойдет не туда и в конце концов сгинет. Поэтому за ним приходится все время смотреть.
По мнению Натальи, в бизнес стоит идти тем, в чьем характере сочетаются "любовь к деньгам и любовь к риску". В интервью журналу Marie Claire она говорит:
Предпринимательство — это вообще история про риск в первую очередь. Вы делаете что-то новое, выходите с этим на рынок, а вероятность неудачи нового продукта выше 90 процентов. Это надо понимать.