Меня часто спрашивают, в основном, конечно, родители, почему персональные данные школьников стали вызывать такой интерес со стороны злоумышленников?
Я говорила об этом в коротком интервью на BIS Summit-2025 (02:13), оставлю его здесь. Я также говорю там о реализации указов Президента в части КИИ, о развитии отечественных ИБ-решений и т.д. Возможно, безопасникам и айтишникам будет интересно.
Тем временем в InfoWatch уже начали думать над программой и темами для BIS Summit в следующем году, чтобы сделать мероприятие таким же насыщенным и актуальным.
----------------------------------------------------------------------
Что самое важное прозвучало на первой пленарной сессии BIS Summit-2025?
Хорошая у нас сегодня получилась пленарка, живая, интересная. Обсуждали мы в основном на сколько сейчас исполнение Указов Президента реализовано и какие результаты удалось достичь. Все участники отмечали, что идет прогресс, но, естественно, всегда не без каких-то сложностей.
Пообсуждали естественный и искусственный интеллект. Сейчас никакая дискуссия без ИИ не обходится. И тоже, как ни странно, участники пришли к довольно консолидированному мнению, что искусственный интеллект нужно использовать для определенных применений и нельзя его использовать огульно, особенно большие лингвистические модели, на критическом пути.
Минцифры России предложило ввести запрет на распространение сведений, которые могут использованы для несанкционированного применения. ИБ-компании под угрозой?
Есть опасения, что компании по информбезопасности могут подпасть под эту регуляторику, чего, конечно, нельзя допустить. Сейчас несколько инициативных групп, и через Ассоциацию разработчиков программных продуктов мы с этим работаем, и Ассоциация защиты информации выступила, и еще несколько форумов обсуждали, что нужно сделать такие формулировки, чтобы они не включали бы специалистов и компании по информбезопасности, потому что иначе будет нонсенс. Как мы можем выполнять свою работу, если нам бьют по рукам? Что мы не можем куда-то ходить, что-то анализировать, потому что для того, чтобы бороться с оружием противника, нужно понимать, как это оружие работает.
Данные из российских образовательных учреждений становятся объектом интереса для киберпреступников согласно исследования InfoWatch. Как обеспечить ИБ учащихся?
Начнем с того, почему данные именно учащихся стали пользоваться таким интересом у злоумышленников. Я думаю, это связано с тем, что через детей злоумышленники пытаются воздействовать на семьи, в основном ведь информация используется мошенниками, они звонят по телефону. Дети, подростки гораздо более уязвимы перед профессиональными мошенниками, потому что они еще юные и доверчивые и на них воздействовать проще, чем на какого-то взрослого серьезного человека. И именно через них пытаются атаковать семьи. Как защищать? Во-первых, информация в школах должна быть защищена, она не должна выкладываться в открытый доступ. К сожалению, это легко сказать, не очень просто сделать, потому что у школ ресурсы очень ограничены. В хорошем случае это один системный администратор на несколько школ. Обычно кластер целый и там один-два человека, которые этим занимаются, а остальные — это дети из старших классов, которые им помогают, вот и вся безопасность. Если они что-то там построят — хорошо. То есть одних регуляторных воздействий — недостаточно. Наверное, нужно и ограничивать школы с точки зрения получения конфиденциальной информации. Есть на бумаге написанное — и слава Богу, зачем тебе подробно оцифровывать эти персональные данные, если ты не можешь их защитить?
Мне кажется, здесь скорее надо идти не пути ужесточения регуляторики и не по пути наказания, потому что наказать все школы, а их около 140 тысяч, не представляется возможным. А скорее по пути того, что персональные данные токсичны, лучше их вообще не иметь. А если вы их имеете — имейте их в бумаге, пожалуйста. Бумажные данные очень трудно заполучить. Раньше ведь жили — в журнале написано, кто мама, папа.
Недавние инциденты показали, что несмотря на все требования регуляторов компании не спешат импортозамещать устаревшее ПО и ОС (Windows 7, Windows XP). Как ускорить реальное импортозамещение?
Нет, во-первых, импортозамещение идет. Надо понимать, что это процесс. Это не какое-то квантовое состояние. Мы начали импортозамещаться еще в 2015 году. В частности посредством защиты информации. Динамика была очень неплохой. К 2022 году большинство средств защиты информации у нас было отечественным. Исключение составляют приснопамятные NGFW — Фаерволы, межсетевые экраны нового поколения, а все остальное у нас в значительной степени было отечественное.
По другим классам программного обеспечения это не так. И динамика тем лучше, чем больше было на рынке отечественных решений. То есть, в тех классах, где нашего софта нет или почти нет, там и динамика совсем плохая, потому что понятно, что нечего импортозамещать. А где были какие-то наработки, эти наработки стали развиваться, но, понимаете, заказчики ждут, что им сейчас на блюдечке поднесут решения того же качества, к которому они привыкли — чтобы все автоматически разворачивалось, работало и т.д. Но это довольно сложно сделать в условиях того, что отечественные разработчики много лет ходили где-то под столом подбирали крошки, понятно, что они такой функционал даже не готовились делать. Понятно, что на них это все свалилось.
Поэтому идет процесс такой взаимной притирки. Сделали шаг — заказчики пока недовольны: "сделайте нам получше". Разработчики делают шаг навстречу, что-то меняют. И вот так вот мы шаг за шагом, но постепенно...
Что касается Windows XP, я честно говоря, очень затрудняюсь... Я бы сказала, что это может быть либо какие-то АСУ ТП сидят, либо банкоматы, потому что еще какое-то недавнее время они сидели на Windows XP, потому что это совсем устарелая система. А большинство людей перешли на какие-то более новые версии Windows, но тоже вот, смотрите, с Майкрософтом — он сейчас перешел в облако. Это известный факт, что они свою новую операционную систему сделали, по сути, облачной. Это очень здорово, потому что выхода у большинства российских предприятий пересесть на новую операционную систему просто нет. Они будут отключены. Ну и замечательно. У нас процесс импортозамещения еще ускорится и углубится при помощи наших заокеанских друзей.
В общем, я довольно оптимистична. По крайней мере, по операционкам, мы заместимся постепенно.
Недавние протесты в Непале показали, к чему ведут массовые ограничения и запреты. Не пора ли нам отойти от тактики ограничений иностранного ПО?
Мы не вводили тактику ограничения использования. Это не совсем верно. У нас тактику ограничения использования иностранного программного обеспечения сначала ввели сами иностранные вендоры фактом своего ухода с рынка. Вот они и ввели тактику ограничения. А потом уже наши регуляторы вынужденно отреагировали на этот факт введением окончательных запретов на объектах критической информационной инфраструктуры, что тоже, в принципе, правильно.
Раньше у нас были ограничения, касающиеся только госсектора. Для коммерческих компаний вообще никаких ограничений не вводили. И, кстати, сейчас, если ты не госструктура, не дочка госструктуры, и не являешься объектом КИИ, ты можешь вообще использовать что угодно. То есть у нас таких ограничений по массовому сегменту нет.
На объектах КИИ до сих пор отдельные элементы АСУ ТП иностранные и старые. Как выйти из технологического застоя?
Есть отечественные какие-то АСУ ТП. Понятно, что они развивались в условиях, когда на рынке доминировали иностранные производители. И ожидать, что у нас сейчас этот рынок взлетит, наверное не приходится. Понятно, что придется дорабатывать эти решения, и сильно.
С другой стороны, я знаю, что такой процесс начался. Он идет. Он идет медленно, что здесь можно сказать... Дорогу осилит идущий. Наверное будем замещать. Мы занимаемся защитой систем.
Понимаете, с другой стороны, эти инженерные системы, там же с ними какая история... Работают — не трогай. Они работают пока, да, старые, но зато они доступ в интернет не имеют. То есть совершить атаку на них достаточно затруднительно. Хотя, конечно, старые уязвимости у них есть, и в принципе эти уязвимости можно как-то эксплуатировать. То есть риски, конечно, сохраняются. Поэтому на отечественное переходить надо все равно, но просто это невозможно сделать моментально сейчас.
У нас очень много NGFW, но они продаются в России. Почему вендора, в том числе InfoWatch, не выходят за рубеж?
Нет, во-первых InfoWatch за рубежом продает. Мы продаем в странах ближнего СНГ, продаем в дальние регионы, в Юго-Восточной Азии. Продаем мы системы защиты от утечек и продукты, комплиментарные к этим системам. А что касается межсетевых экранов, давайте будем честны — у нас их много, но история с NGFW мне напоминает ту самую знаменитую сказку про шкуру барана и сколько шапочек из нее можно сделать. Вот у нас много шапочек сделано из шкуры барана, но они все маленькие. То есть мы понимаем, что они не могут конкурировать ни с Check Point, ни с Cisco. У нас высоконагрузочных файрволов на рынке нет, и об этом сегодня говорил заместитель руководителя ФСТЭК Виталий Сергеевич Лютиков. Решения по производительности начинают уже как-то догонять, появляются какие-то решения, которые по скорости уже растут, но решений, которые обеспечивали бы необходимую устойчивость и какие-то другие критерии — таких решений пока нет.
Поэтому куда мы пойдем на зарубежный рынок? С Cisco там конкурировать? Давайте мы сначала здесь, в нашем озере создадим нормальные высокопроизводительные решения, потом их можно будет выводить за рубеж. Они просто пока еще незрелые. Они "зеленые", там идти не с чем пока. И потом, кстати говоря о том, что их много — а нужно ли нам такое количество этих маленьких шапочек? Может быть сделать 3 – 4, но таких, чтобы они работали, чем вот эти 50, , а где-то я уже слышала цифру 70, можете себе представить? 70 NGFW. При этом, сколько высокопроизводительных? 0. С одной стороны их 70, а с другой стороны их 0. Вот и пойми, сколько у нас там этих NGFW-решений. Там же надо понимать про NGFW, уж коль мы эту тему затронули, что сделать файрвол на оупенсорсных компонентах можно за довольно короткое время — это будет вполне себе рабочий файрвол. Да, у него будет ограничение по нагрузке. Да, у него будет ограничение по возможностям, но это будет файрвол. И вот таким образом "наслесарили" вот такое огромное количество — 70 штук. Но они не удовлетворяют основным требованиям. То есть как только ты начинаешь ставить заказчику, то выясняется, что там для компании на 20 компьютеров этот файрвол может как-то работать, а для компании на 100 — уже все, начинаются проблемы. Это что за файрволы такие?
Кстати, InfoWatch получил сертификат ФСТЭК на свой файрвол нового поколения. Так что я надеюсь, что наше решение войдет в тот ограниченный набор решений, которые потом смогут претендовать на место и на мировых рынках.